Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Украинские военные обстреляли кафедральный Свято-Андреевский собор в Новой Каховке
Происшествия
Три человека погибли и двое пострадали в результате ДТП в Ивановской области
Мир
Во Франции признали уязвимость позиции США в украинском конфликте
Мир
Лукашенко усомнился во вступлении Украины в ЕС
Мир
Лавров анонсировал визит Мадуро в Россию на День Победы
Общество
ВСУ выставили на продажу похищенные из курского монастыря иконы
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Иностранным интернет-магазинам пригрозили судом

В Роспотребнадзоре объяснили, в каких случаях деятельность зарубежных онлайн-торговцев подпадает под российское законодательство
0
Иностранным интернет-магазинам пригрозили судом
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Выделить главное
Вкл
Выкл

Роспотребнадзор определил критерии, по которым деятельность иностранного интернет-магазина подпадает под российские законы. Так, если на сайте зарубежного продавца есть фразы на русском языке, русскоязычная реклама или он располагается в доменной зоне .ru, то в конфликтной ситуации магазин обязан подчиниться местному законодательству. В суде можно потребовать и блокировки сайта — нарушителя прав россиянина.

Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Ирина Брагина 3 октября написала письмо президенту Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексею Федорову (есть в распоряжении «Известий»). Ранее, в июле, АКИТ направляла в Генпрокуратуру письмо, в котором в том числе была обозначена проблема возврата денег от недобросовестных иностранных интернет-продавцов. Из Генпрокуратуры обращение ассоциации было отправлено в Роспотребнадзор.

В своем ответном письме в АКИТ служба уточнила, что если в спорной ситуации участвуют российский гражданин и зарубежная компания, зарегистрированная на территории другого государства, то прежде всего следует установить, право какой страны следует применять для разрешения конфликта.

Как следует из документа, в подобных ситуациях необходимо ориентироваться на статьи 1211 и 1212 Гражданского кодекса РФ о правилах определения права, если между сторонами нет специального соглашения о его выборе в конфликтных ситуациях. Российское законодательство следует применять в тех случаях, когда иностранный интернет-продавец направляет свою деятельность на отечественного потребителя, считают в Роспотребнадзоре. Представители службы пояснили, при каких условиях действия зарубежных онлайн-магазинов подпадают под российское законодательство.

Итак, деятельность иностранного продавца подпадает под действие отечественных законов, если продавец использует доменное имя сайта, связанное с Россией (.ru, «.рф», «.москва», .moscow и т.п.), обеспечена возможность осуществления расчетов в рублях или с использованием платежных инструментов, доступных потребителям из РФ, либо эквайринг продавца осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией, а также предусмотрена возможность доставки товара по территории нашей страны. Деятельность онлайн-магазина сочтут направленной на российского потребителя, если на сайте продавца размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему интернет-сайту продавца, либо имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи с российским потребителем.

В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что возможности заблокировать сайт иностранного магазина, если он нарушает права российских потребителей, в данный момент нет. 

— Блокируется сайт только в том случае, если суд признает, что есть угроза жизни и здоровью. Практики блокировки из-за невозврата денег нет, хотя всё зависит от решения суда, — сказали в ведомстве.

Недобросовестное выполнение владельцами онлайн-магазина своих обязательств перед клиентами не относится к числу причин, которые позволяют суду ограничить доступ к сайту для пользователей, считает управляющий партнер «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его мнению, блокировка ресурсов зарубежных интернет-ритейлеров на этом основании в принципе невозможна. Но даже если покупатель не станет требовать блокировки сайта, а будет настаивать, например, на возмещении денежных средств, он рискует не получить и этого.

— В случае если потребитель выиграет судебный спор, исполнить такое судебное решение фактически будет нельзя. Исключением является ситуация, когда иностранный продавец имеет активы и банковские счета непосредственно на территории России, — говорит управляющий партнер Gaffer & Gaffer Денис Косенков.

Добиться исполнения решений органов Фемиды получится лишь в отношении онлайн-магазинов, чьи владельцы зарегистрированы в весьма ограниченном круге государств, отметил адвокат Олег Сухов.

— Это связано с тем, что решения российских судов по гражданским делам могут быть принудительно исполнены в странах, с которыми у России действуют соглашения об оказании соответствующей правовой помощи, — пояснил он. — На сегодняшний день подобные договоренности достигнуты с 28 государствами, в числе которых Китай, Вьетнам, Испания, Италия, Греция, Чехия, Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния и Белоруссия.

Остается добавить, что если в АКИТ считают, что проблему с деятельностью недобросовестных интернет-ритейлеров на территории России следует решать, то их коллеги из другой организации, которая также объединяет интернет-продавцов, — Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) — полагают, что этой проблемы не существует. Согласно опросам НАДТ, деньги у иностранных торговцев вернуть зачастую проще, чем у отечественных.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением