Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Мир
США ввели санкции против 16 физлиц и двух юрлиц из Ирана
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Политика
Путин поддержал выдвижение Аксёнова на новый срок в качестве главы Крыма
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
Аргентина выразила желание стать глобальным партнером НАТО
Общество
Аксенов назвал поддержку военнослужащих СВО главной задачей в Крыму
Мир
Политолог из США заявил о коррупции на фоне законопроекта о помощи Украине
Мир
СМИ сообщили о временной блокировке TikTok в Киргизии
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
В Германии сообщили об отсутствии улучшений ситуации в экономике страны
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Политика
Чибис рассказал Путину о возвращении к работе после ранения
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

Леонид Соков: от Малевича до Ильича

Третьяковская галерея представила авторскую экспозицию классика соц-арта
0
Леонид Соков: от Малевича до Ильича
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Третьяковской галерее наш современник Леонид Соков вступил в диалог с русским культурным наследием. Среди шедевров XX века — хрестоматийных полотен Гончаровой, Лентулова, кубистов и других — выставлены его арт-объекты. Это могут быть надписи из кованого металла, коллажи, деревянные скульптуры…

В зале Малевича, например, классик соц-арта поставил деревянную скульптуру «Табуретка-супрематизм» (2003). Нижняя ее часть — абстрактная композиция из необработанного дерева. Но стоит поднять глаза — и мы видим, что нагромождение брусков увенчивается правильной, гладкой табуреткой.

— Моя работа — символ победы быта над идеями супрематизма, — поясняет автор.

С объемными конструкциями Татлина и выпускников ВХУТЕМАСа корреспондирует «Двуглавая ворона в Летатлине» (2013). Металлическая скульптура висит в дверном проеме, поэтому сходу можно заметить только крылья чудо-птицы — оммаж настоящему «Летатлину». Лишь внимательное разглядывание, спровоцированное авторским комментарием, позволяет понять, что перед нами не гимн конструктивизму, а издевка над его прожектерством и имперскими амбициями.

К идее «Летатлина» Соков возвращается не раз. Вот, например, «Ленин с крыльями Летатлина» (2010). Миниатюрный, но внешне вполне традиционный Ильич благодаря раскидистой конструкции за спиной предстает то ли ангелом, то ли демоном, то ли огромным насекомым. Здесь и параллель между основателями советского государства и мечтателями-авангардистами, и ирония над мифологизацией вождя, и даже обобщение истории СССР. Попытка Ленина преодолеть законы рынка и построить принципиально новое общество оказалась такой же утопией, как и упорное стремление Татлина создать летающий аппарат на мышечной тяге.

Зал соцреализма — кульминация выставки. Если в других помещениях вкрапления Сокова воспринимаются как точки или многоточия в конце предложения, то здесь его «знаки препинания» кардинально меняют смысл художественного высказывания предшественников.

На тоталитарное искусство Соков предлагает смотреть через «Очки для каждого советского человека» (2000) с отверстиями в виде красных звезд. Помимо крылатого Ильича, видим «Встречу двух скульптур» (1994) — коренастый вождь идет навстречу высоченному «Шагающему человеку» Джакометти.

Тема культа личности развита в коллаже «Сталин и Монро» (2008), висящем рядом с официозной классикой Александра Герасимова («И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», известной в народе как «Два вождя после дождя»). Изображая диктатора и кинозвезду, Соков вновь размышляет над мифом и его национальными корнями (панно усеяно цветочками, как на советских коврах и скатертях), а заодно вступает в диалог с поп-артом.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, впрочем, не считает, что Соков высмеивает соцреализм.

— Здесь нет насмешки, издевательства. Это умная, тонкая игра, — поделилась с «Известиями» Трегулова. — Леонид Соков — один из самых ярких современных художников. Это человек рефлексирующий, очень серьезно размышляющий об искусстве. Его работы задают иной фокус зрения. Показывая Сокова, мы продолжаем традицию собирания и демонстрации ныне живущих художников, начатую основателем галереи Павлом Третьяковым. 

Выставка открыта до 29 января 2017 года.

Прямой эфир