Управляющие компании предлагают исключить из схемы платежей за ЖКУ
Минстрой вышел в правительство с рядом проработанных проектов, которые, по мнению ведомства, помогут снизить напряженность в вопросе платежей за коммунальные услуги. В частности, министерство предлагает исключить из цепочки платежей посредника в виде управляющей компании. В этом случае оплата будет осуществляться потребителями напрямую поставщикам услуг. При этом «расщепление» платежей будет происходить на уровне банка. Об этом «Известиям» рассказал замминистра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис. По его словам, сейчас предложенные варианты обсуждаются в правительстве и ведомство рассчитывает на принятие соответствующих норм до конца года.
Как рассказал «Известиям» Андрей Чибис, проблема неплатежей — одна из ключевых в отрасли: объем задолженности составляет порядка триллиона рублей.
— В стратегии развития ЖКХ повышение платежной дисциплины — один из приоритетов нашей работы на ближайший год, — сообщил замглавы Минстроя.
Согласно обзору «Секвойя кредит консолидейшн» (есть в распоряжении «Известий»), подвижки в этом вопросе уже есть, хотя и очень небольшие. Так, в последнее время сократились темпы роста просроченной задолженности населения за услуги ЖКХ. Если год назад этот показатель составлял 15%, то сейчас снизился до 10%. Эта тенденция является следствием введения государством с начала 2016 года пени за просрочку, говорится в обзоре.
— Думаю, на снижение темпов роста задолженности могло повлиять введение пени — задерживать платежи стало невыгодно, «кредитуясь» у ЖКХ, люди платят процент, сравнимый с потребительским кредитом, — соглашается Андрей Чибис.
Он также отметил, что сейчас можно уже говорить об эффекте лицензирования управляющих компаний.
— До того как мы ввели лицензирование, в сфере управления жильем была масса проблем, в том числе двойные квитанции. Люди получали две платежки от разных компаний и не платили ни по одной, так как не могли понять, какая из них правильная. Лицензирование такую проблему решило — на прошлой неделе коллеги из Генпрокуратуры отметили, что жалоб на управляющие компании практически нет, а еще два года назад их были тысячи, — рассказал замглавы Минстроя.
По его словам, следующим шагом ведомства будет исправление ситуации с неплатежами по всей цепочке.
— Особенно это важно сделать на уровне «управляющая компания — поставщик ресурсов». На счета самой УК должны поступать только деньги за ее услуги — уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление — ресурсоснабжающей компании. Нами разработан целый ряд предложений по исключению управляющей компании из схемы проведения оплаты, в том числе за счет «расщепления» платежа на уровне банка. Сейчас предложенные нами варианты обсуждаются в правительстве, и мы рассчитываем на принятие соответствующих норм до конца года, — рассказал Андрей Чибис.
Несмотря на принимаемые меры, проблема неплатежей за услуги ЖКХ остается острой. Руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве Алексей Макрушин сообщил «Известиям», что в целом уровень платежей от населения колеблется в районе 95%.
— Эта величина сопоставима с уровнем платежей в других странах, вопрос только в том, как поступают с 5% должников. В некоторых странах их выселяют из жилья, в других — за них вынуждены платить соседи по дому. Где-то, как и у нас, эти долги «перевешиваются» на ресурсоснабжающую организацию, которая вынуждена компенсировать их, завышая цену для добросовестных потребителей, — пояснил он.
Алексей Макрушин также отметил особенность России по сравнению с другими странами.
— Это наличие «посредника» в лице управляющих компаний. Именно при прохождении платежей через УК возникают задержки с расчетами и большое количество долгов. Решить эту проблему можно, обеспечив переход к прямым отношениям и платежам между потребителями и поставщиками ресурсов, — прокомментировал эксперт предложения Минстроя.
Минстрой России считает приоритетным введение прямых договоров — они будут типовыми, утвержденными актом правительства, уточнили в ведомстве. Там пояснили, что практика показывает, что в таком случае и собираемость платежей растет, и комфорт для потребителя: поставщики услуг самостоятельно организуют расчетные центры или нанимают один на всех. Согласно другому предложению, в единой квитанции должны будут указываться реквизиты нескольких компаний, уточнили в Минстрое. И подчеркнули, что очень важно сделать цепочку оплаты прозрачной, поскольку сейчас платежи чаще всего зависают именно на уровне УК.
— Исключая управляющие компании из финансового потока, мы, во-первых, снижаем риски, а во-вторых, делаем рынок неинтересным для тех, чья бизнес-модель — не управлять жильем, а пытаться заработать на денежном потоке, — указал Андрей Чибис.
В ведомстве не ожидают роста комиссии за оплату услуг ЖКХ, если она будет происходить напрямую поставщикам, поскольку комиссия зависит от суммы, а она не изменится.
В пресс-службе ВТБ «Известиям» заявили, что «расщепление» платежей действительно не предполагает дополнительных комиссий. При этом сам этот процесс действительно может быть реализован на уровне банка.
— На практике такой механизм прежде всего положительным образом отражается на повышении прозрачности системы расчетов с поставщиками услуг. ВТБ обладает 15-летним опытом в реализации проектов по «расщеплению» платежей за ЖКУ: разработано и функционирует специальное программное обеспечение, существует единая нормативно-договорная база для участников системы расчетов, квалифицированный штат сотрудников обеспечивает функционирование системы. Технология по «расщеплению» платежей, которая разработана и применяется в ВТБ, является универсальной и может быть внедрена в любом регионе России, — сообщила пресс-служба ВТБ.
Введение нового механизма может упростить для поставщиков ресурсов работу с просрочкой.
— От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают непосредственно сами ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и так далее, — пояснила президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
При этом, отметила она, более половины должников в состоянии оплачивать свою задолженность. Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных — 15%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью, не превышает 8%.
— Цифра по долгам недифференцированная: есть долгосрочная
задолженность — более трех месяцев, есть краткосрочная, когда человек уехал в
командировку, лежал в больнице и т.п. Краткосрочная тоже попадает в общую статистику,
а собственник вернулся и погасил долги. Долгосрочных должников порядка 5–7%, — отметила председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Она подчеркнула, что существуют и другие меры борьбы с задолженностью — суд, пени. Причем сейчас действует упрощенная процедура взимания задолженности.