Россия использует опыт Канады в поиске золота
Глава Минприроды Сергей Донской сообщил «Известиям» о планах государства по развитию и поддержке золотодобывающей отрасли, в частности о возможности налоговых льгот и создании венчурных фондов для увеличения геологоразведочных работ (ГРР) на золото в России. Инвестиции начинающих частных компаний в геологоразведку составляют сегодня порядка 10–15% от общего объема, то есть около 2,5 млрд рублей в год, тогда как в других странах, прежде всего в Канаде, этот показатель может достигать 65%, отметил министр.
— Сейчас мы анализируем канадский опыт, чтобы использовать аналогичные инструменты, — сообщил Донской.
Он отметил, что для устойчивой работы отрасли объем воспроизводства запасов золота ежегодно должен быть не меньше простого воспроизводства, то есть не меньше объема добычи — приблизительно 280–300 т в год.
— Мы такое воспроизводство обеспечиваем. Более того, за счет пересчета запасов и новых открытий в 2006 году и с 2008 по 2011 год мы приращивали значительно больше запасов, чем добывали. В 2015-м при уровне добычи около 280 т мы прирастили 430 т, — отметил Донской.
Ежегодно государство тратит на воспроизводство около 3,8 млрд рублей, а компании — еще не менее 18 млрд рублей, сообщил «Известиям» министр.
С 2014 года в России работает механизм выдачи лицензий компаниям по заявительному принципу, то есть без конкурса. Донской считает, что этот механизм помогает привлекать инвестиции начинающих компаний в отрасль. По условиям таких лицензий, выданных за последние два года, компании инвестируют в поисковые работы по золоту не менее 18 млрд рублей за пять лет, отметил министр. Однако по такому принципу компании получают участки, на которых нет ресурсов полезных ископаемых, на условиях высокого коммерческого риска.
Российские золотодобытчики заинтересованы в поиске месторождений силами начинающих геологоразведочных компаний, далее они могли бы вместе продать или развивать найденные участки. Однако компании скептически относятся к созданию венчурных фондов для геологоразведки в России, поскольку не видят потенциальных инвесторов, готовых инвестировать при высоких рисках.
— Перспективы развития юниорного движения в российских условиях есть, они значительны, несмотря на несовершенство госрегулирования. Но они лежат несколько в другой плоскости, чем у традиционного юниорного движения в западных странах, — сообщил «Известиям» гендиректор одного из крупнейших российских производителей драгметаллов — компании «Полиметалл» — Виталий Несис.
По его словам, китайские инвесторы не будут финансировать в начинающие проекты, так как интересуются только контролем в крупных активах. Несис также назвал систему госрегулирования в России не готовой к таким проектам, поэтому компания сама планирует поддерживать поисковые работы начинающих геологов.
Несис отмечает, что оптимальной стратегией для начинающей компании является превращение результатов геологоразведки в дополнительную сырьевую базу уже действующего предприятия и что «Полиметалл» готов сотрудничать. От молодых компаний «Полиметалл» хочет получить геологическую идею, кадры, план ГРР и готовность много работать. Со своей стороны предлагает помощь в финансировании проекта, взаимодействии с госорганами, «второе мнение», а также организационное содействие.
По оценкам аналитиков, основной проблемой остается право компании получить крупное месторождение в свою собственность без аукциона, в случае его открытия самой компанией.
— Проблема в том, что государство самостоятельно выбирает участки для геологоразведки. Кроме того, открытие месторождения подразумевает последующий конкурс, на котором компаниям-открывателям придется бороться за лицензионный участок с другими претендентами, — сказал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Кроме того, крупные золотодобытчики опасаются появления мелких игроков, аффилированных с локальными властями, которые будут фиксировать мелкие открытия на перспективных участках, чтобы потом требовать у компаний выкупать с премией их участки, отметил Худалов. Он поясняет, что в Канаде компания приобретает участок недр и уже всё найденное на нем попадает в ее собственность, поэтому венчурные инвестиции в ГРР имеют высокий шанс окупиться в случае успеха геологоразведки.
— В России это лишено смысла, так как в случае нахождения стратегического месторождения его необходимо выставить на аукцион, где риск потерять вложенные в разведку деньги для мелких игроков велик. Право первооткрывателя в России действует, но лишь для мелких объектов, которые не всегда могут возместить вложенные затраты, — считает Худалов.
Аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин отмечает еще одну проблему, которая заключается в том, что большинство потенциальных новых месторождений находятся в районах со слабой инфраструктурой, поэтому требуются серьезные инвестиции, которые имеют риск не окупиться.