«Адмирал Кузнецов» вооружился новыми пожарными машинами
Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который в ближайшее время должен отправиться в боевой поход к берегам Сирии, оснастили самыми современными российскими пожарными машинами, способными оперативно потушить любое возгорание на полетной палубе. Эксперты отмечают, что применение на борту авианосца полноценной пожарной машины — оригинальное решение российских моряков.
Как рассказал «Известиям» представитель Северного флота, несколько новых пожарных машин уже поступили на «Адмирал Кузнецов» и успешно прошли испытания в учебном походе.
Эту информацию «Известиям» подтвердили на заводе противопожарного и специального оборудования «Варгаши», где отметили, что машины были изготовлены в соответствии с особым техзаданием.
— Имея 75-летний опыт поставки пожарной техники в войска, мы можем выполнить любое задание заказчика, в том числе и такое необычное, как создание пожарной машины, которая будет поставляться на авианосцы, — рассказал «Известиям» генеральный директор завода «Варгаши» Владимир Казаков.
По его словам, для оснащения «Адмирала Кузнецова» были выбраны производящиеся на заводе «Варгаши» тяжелые пожарные машины АЦ-8,0-40. Они выпускаются на трехосном шасси «КамАЗ» и применяются для ликвидации пожаров на промышленных предприятиях.
— Машина вмещает шесть членов экипажа и штатный запас воды 8 тыс. л. Она способна быстро прибывать на место возгорания и потушить его на этапе возникновения силами пожарного расчета. По заказу Минобороны мы установили наиболее мощный насос из тех, что серийно устанавливаются на данную машину. Он способен обеспечивать работу сразу нескольких пожарных стволов, что позволит локализовать очаг возгорания за меньшее время, — пояснил Казаков. — При работе только одного пожарного ствола он способен подавать напор на расстояние до 100 м, тратя 70 л воды или водного раствора в секунду.
Пожары — одна из главных причин гибели или выхода из строя авианосцев, поскольку на их борту много топлива и боеприпасов, а нагретый металл способствует быстрому распространению огня. В 1967 году из-за пожара на борту американского авианосца «Форрестол» погибло 134 человека, а корабль пришлось ремонтировать в течение полугода. В настоящее время команды огнеборцев на борту американских авианосцев используют небольшие пожарные электрокары, но они малопригодны для тушения в условиях высоких температур и не могут при необходимости столкнуть за борт с полетной палубы загоревшийся самолет.
По словам администратора интернет-проекта «Отвага-2004» Леонида Карякина, применение на борту авианосца полноценной пожарной машины — оригинальное решение российских моряков, которое в настоящий момент не имеет аналогов за рубежом.
— К настоящему моменту на авианосцах стран НАТО пожарные машины не используются, вместо них применяется централизованная система пожаротушения, которая автономно включается по сигналу от датчиков обнаружения дыма, — рассказывает эксперт.
По его словам, такое решение имеет ряд недостатков.
— Морская вода негативно сказывается на работоспособности автоматических систем, их датчики могут отказывать, а каналы самой системы забиваться, — рассказывает Карякин. — И хотя применение для тушения возгораний на корабле полноценных пожарных автомобилей кажется на первый взгляд менее технологичным, оно более надежно. Обученная команда пожарных, оснащенная современным оборудованием, способна тушить огонь эффективнее любой автоматики, вероятно, именно поэтому министерство обороны Великобритании заказало для своих перспективных авианосцев пожарные машины. Их содержать на борту значительно дешевле, чем постоянно обслуживать сложную автоматизированную систему пожаротушения.
Ранее на борту «Кузнецова» уже были пожарные машины на базе грузовиков «ЗиЛ», произведенные еще в 80-е годы прошлого века, но к настоящему времени они морально устарели. Поэтому накануне похода авианосца в Сирию, в ходе которого ожидается активное использование палубной авиации, было решено обновить столь важный элемент обеспечения живучести корабля.
Читайте также: