Я преподаю литературу в одной из лучших российских гимназий. Мне повезло: работаю с десятым классом, где учатся очень мотивированные дети, победители всероссийских и региональных олимпиад. У них серьезная филологическая подготовка. Но в какой-то момент я понял — для саморазвития мне этого мало. Для учителя плохо, когда он закрывается в школе, начинает делать изо дня в день одно и то же, привыкает к аудитории и уже не способен ориентироваться на что-то другое. Однако сейчас существует множество возможностей для учителей расширить сферу своей деятельности, сделать процесс преподавания более убедительным, живым и интересным для слушателей, найти новые методики работы с детьми.
Например, в Москве и других городах России сейчас активно развиваются частные образовательные проекты для взрослой аудитории, куда в качестве лекторов приглашают учителей. Это прекрасная возможность для школьного педагога расширить свой горизонт, сменить традиционное восприятие собственной деятельности и найти новые подходы. Именно в поисках новых методов работы с детьми я решил принять этот вызов и согласился читать по вечерам лекции о литературе. Кстати, я еще веду кружок в третьем классе, так что одновременно работаю со всеми возрастными группами.
В рамках частного образовательного проекта преподаватель должен напоминать и разъяснять взрослым слушателям самые азы, основы основ, которые они уже успели забыть. В работе с детьми этого часто не требуется, потому что базовые вещи они сами усвоили не так давно. Но это может стать и большой проблемой для школьного учителя. Ведь работая с детьми, он должен каждый раз рефлексировать вместе с учениками. В этом смысле лекции — как раз хороший способ найти новые подходы к тому, как объяснять самые простые вещи. Это очень полезно для учителя, потому что, работая по одной программе из года в год, в какой-то момент он приходит к выводу, что уже все знает.
Тут-то и кроется главная опасность.
Если мы работаем с детьми, нам не должно быть все ясно и понятно заранее, мы должны каждый раз заново формулировать базовые вещи, искать лучшие формы подачи материала.
На лекции приходят взрослые люди, которые работают в сферах, совершенно не связанных с литературой. Конечно, у них есть собственный внутренний запрос на получение дополнительного образования, на саморазвитие, но я, как учитель, понимаю: это не самое главное, что привлекает людей. Основной интерес проявляется тогда, когда разговор о литературе переходит в обсуждение чего-то существенного, насущного, того, что волнует каждого.
Сегодня людям действительно интересно и важно говорить про жизненные ценности и ориентиры, про базовые смыслы, размышлять о глубинных вещах — я всегда чувствую это по репликам и вопросам аудитории. Понятно, что люди устают от рутины, целыми днями работая в офисе, им важно переключиться с нее на что-то, наполненное смыслом. Как говорит один мой коллега, литература — это возможность выйти из привычной колеи жизни и попасть в сферу настоящего.
Однако и само учительское сообщество сейчас бурно развивается. Создаются частные объединения педагогов для обмена опытом. В крупных городах — Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге — проводятся фестивали и конференции, которые служат открытым пространством для профессионального развития. В Москве проходят «Свободные встречи учителей» два раза в год. Самые разные группы педагогов потянулись друг к другу. Люди прилетают в столицу из Новосибирска, Южно-Сахалинска буквально на полдня только ради этих встреч, при том что это не официальные мероприятия, организованные «по указке», а полностью частная инициатива. Учителя испытывают насущную потребность в том, чтобы собираться вместе, обсуждать новые неожиданные методики.
Причем в фестивалях и конференциях активно участвуют не только молодые преподаватели, но и представители старшего поколения. Многие из них по мере возможности ездят по стране, делятся своим опытом и узнают что-то новое. Современному педагогу, независимо от возраста, интересно придумывать реальные вещи, которые можно применять на практике.
Если замкнуться в школьном мире и не смотреть по сторонам, есть опасность очень быстро превратиться в «училку», не интересную ученикам. Я совершенно не разделяю мнение о том, что у учителей скучная работа и на урок можно приходить с одним и тем же материалом. Наоборот, у нас очень увлекательная профессия. Урок, общение с учениками — бесконечно интересный, творческий процесс. И каждый раз разный.
И еще вопрос, кто кому больше помогает развиваться.
Автор — член «Гильдии словесников», учитель литературы гимназии № 1514, лектор образовательного проекта Level One