Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Столыпинский клуб предложил новый финансовый инструмент

Одним из способов закрытия дефицита бюджета может стать выпуск рублевых облигаций с конвертацией в валюту на дату погашения
0
Столыпинский клуб предложил новый финансовый инструмент
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Угрозы для экономического роста отходят на второй план: дно достигнуто, ВВП начинает стабилизироваться, чтобы уже в следующем году перейти к росту. На первый план выходят риски для бюджета — эта тема стала одной из центральных на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Как сообщил «Известиям» в кулуарах форума бизнес-омбудсмен и председатель Столыпинского клуба Борис Титов, одним из вариантов закрытия дефицита бюджета может стать запуск нового долгового инструмента — рублевых облигаций с конвертацией в валюту на дату погашения. При этом дефицита бюджета как такового бояться не стоит, уверен он.

Кроме этого, в рамках Сочинского инвестфорума прозвучали еще две идеи спасения бюджета — возвращение налогов в региональные бюджеты и продление сроков исполнения майских указов президента, которые высказали экс-глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и экс-глава Минфина Алексей Кудрин.  

— Мы предложили такой конкретный механизм, который был бы сегодня очень интересен как нашему населению, так и игрокам рынка, ищущим для себя доходные инструменты. Мы предложили рублевые облигации, суверенные государственные, которые были бы индексируемы на момент их погашения в иностранную валюту. Это снимает все валютные риски, но дает доходность 2–3%, — рассказал «Известиям» Борис Титов.

По его словам, министр финансов Антон Силуанов не считает запуск такого инструмента возможным. Однако, по мнению Бориса Титова, разместить таким образом можно было бы до 1 трлн рублей в течение полугода сроком на 10 лет.

— Это дает гарантию доходности, снимает все курсовые риски, связанные с рублем, и может явиться хорошей альтернативой тому, что население будет уходить из рублевых депозитов в валюту, — пояснил Борис Титов.

Как ранее сообщал замминистра финансов Максим Орешкин, Минфин намерен существенно расширить объем привлечений в следующем году. Сегодня среди основных инструментов Минфина — ОФЗ с фиксированным и переменным купоном, а также с индексацией на инфляцию. Также ведомство намерено запустить облигации для населения. Увеличение программы заимствований требуется не только для покрытия дефицита бюджета, но и для расширения доступного качественного обеспечения для банков, которое сегодня в дефиците. 

Как обычно с альтернативной Столыпинскому клубу точкой зрения выступил экс-глава Минфина, ныне глава ЦСР Алексей Кудрин. По его мнению, исполнение майских указов президента можно было бы продлить до 2020 года для того, чтобы снизить нагрузку на бюджет в сложное время. По его словам, указы в части технологического развития могут быть выполнены лишь на 10–15%, а рост зарплат бюджетников оказывает серьезное давление на бюджет.

— Выполнение майских указов президента можно продлить до 2020 года. Или ряд регионов обанкротится. С учетом адаптации бюджетов регионов к низким доходам повышение зарплат бюджетников нужно проводить на уровень инфляции, — пояснил Алексей Кудрин свою позицию в микроблоге Twitter.

Директор региональной программы РАНХиГС Наталья Зубаревич эту идею поддержала.

— Алексей Леонидович (Кудрин) сказал то, что давно пора было сказать, — нужно отодвигать исполнение указов. Иначе бюджеты регионов рухнут, — уверена она.

По мнению Алексея Кудрина, регионы находятся в очень сложной ситуации: из-за высокого объема долговой нагрузки они уже не могут занимать, а средства на выполнение указов требуются значительные.

— Даже занять они уже не могут, потому что их долги уже предельны. Поэтому мы предположили, что в этих случаях или федеральный бюджет должен полностью взять на себя это повышение, по сути, взять полномочия субъектов на себя, или некоторые бюджеты, взявшись за это, просто обанкротятся, — заявил он.

До Алексея Кудрина о сложностях с исполнением майских указов в регионах уже заявляла Счетная палата — об этом ведомство говорит уже два года подряд. По данным СП, в 2015 году не обеспечено выполнение ряда пунктов. В частности, согласно майским указам средняя зарплата воспитателей детских садов должна была в 2015 году составлять 94,4% от средней по региону, средняя зарплата учителей — 100%, а преподавателей средних специальных учебных заведений — 85%. Однако эти показатели так и не достигнуты. Не выполнены целевые показатели по уровню зарплат медицинского персонала и социальных работников, показатели по снижению смертности, доступности детских садов. Кроме того, по данным Счетной палаты, усиливается риск недостижения показателя «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году». Количество таких рабочих мест ежегодно снижается.

Наконец, третий путь к улучшению ситуации с бюджетной системой предложил глава комитета по бюджету и налогам Госдумы шестого созыва Андрей Макаров. Он перечислил несколько пунктов по возможному решению этой проблемы, один из которых губернаторы в ходе завтрака Сбербанка поддержали аплодисментами.

— Реальная модификация или полный отказ от консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), поскольку она просто не позволяет регионам реально работать над своими бюджетами, — предложил Андрей Макаров.

Также Макаров предложил не забирать у регионов рост налоговых поступлений и поощрять увеличение налогооблагаемой базы. Создание новых КГН приостановлено в 2015 году до 2019 года.

Создание КГН стало возможно с 2013 года и сразу привело к сокращению поступлений налога в региональные бюджеты на 11 млрд рублей в целом по стране. КГН дает компаниям право объединяться и платить налог на прибыль консолидированно, что снижает сумму налога на прибыль и объем налогового контроля. По данным налоговой службы, после запуска системы консолидированных групп налогоплательщиков в 42 регионах выросли поступления от налога на прибыль, а в 34 регионах, наоборот, снизились. В семи регионах введение системы не повлияло на объем поступлений.

— Регионы не виноваты в бюджетном кризисе. Нельзя все шишки перекладывать на субъекты, — отметила директор региональной программы РАНХиГС Наталья Зубаревич.

По ее мнению, нельзя одновременно заставлять регионы вкладываться в дороги, социальные программы и импортозамещение без помощи федерального центра.

Чиновники и эксперты переходили к обсуждению бюджетной политики практически на всех сессиях — от экономического роста до технологического развития. Стратегический импульс дискуссии придали глава Сбербанка Герман Греф, пожелавший оптимизма экономическим властям, и ректор РАНХиГС Владимир Мау, пожелавший упорства, ведь «правильный путь ищут 40 лет».

Прямой эфир