Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Морпехи ТОФ рассказали о бегстве ВСУ при освобождении Пречистовки
Общество
В РФ растет спрос на SIM-карты зарубежных операторов
Наука и техника
Международный экипаж корабля «Союз МС-26» перешел на МКС
Мир
СМИ предрекли отсутствие официальных разрешений на удары ракетами Запада по РФ
Общество
В России издали первый учебник для изучения беспилотников в школах
Армия
Специалисты собрали из российских комплектующих дрон-камикадзе «Воробей»
Общество
Синоптики пообещали москвичам облачную погоду и до +26 градусов 11 сентября
Мир
Антонов указал на прокладывание США пути к третьей мировой войне
Мир
Восточный Тимор предложил открыть посольство РФ на своей территории
Армия
Российские артиллеристы уничтожили БМП ВСУ М2 Bradley в Запорожской области
Общество
В РАН предупредили об ударе облака плазмы по Земле
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и до +26 градусов в Москве 12 сентября
Мир
Трамп выразил уверенность в своей победе в дебатах с Харрис
Общество
В России образовалась нехватка ж/д вагонов для доставки грузов с Дальнего Востока
Наука и техника
«Роскосмос» и NASA продолжат работу над перекрестными полетами по программе МКС
Мир
Среди беженцев в Африке выявили не менее 88 случаев заболевания оспой обезьян
Общество
Вулкан Эбеко на Курилах выбросил пепел на высоту 2,5 км
Армия
ВС РФ уничтожили американский танк М1 Abrams при освобождении села Мемрик

Погребальная по несбывшемуся

Постановкой «Матросской Тишины» «Табакерка» восстановила историческую справедливость
0
Погребальная по несбывшемуся
Фото: Генриетта Перьян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Олег Павлович Табаков не только очень талантлив, но и очень терпелив. Он таки открыл молодой столичный театр «Матросской Тишиной». То, что 60 лет назад не удалось Ефремову в «Современнике», удалось Табакову в «Табакерке». И пусть это дебют не коллектива, а всего лишь сцены, открытие — всегда открытие. Давно уже нет в живых автора пьесы Александра Галича, ушли Ефремов, Евстигнеев, Кваша, Толмачева — коллеги Табакова по несостоявшемуся спектаклю, но справедливость наконец-то восстановлена. И это правильно, так и должно быть.

О том, как зарубили «Матросскую Тишину», Галич написал «Генеральную репетицию» — нечто среднее между мемуарами и эссе. Есть там эпизод, посвященный юному Табакову, умолявшему драматурга спасти спектакль. Зрелый Олег Павлович тоже устроил свою генеральную, и там, естественно, отсутствовали упомянутые Галичем «бутылочные» и «кирпичные», острожные директора и маститые «осужданты». Зато были восторженные журналисты, ностальгирующие актеры и звучал главный вопрос: справятся ли с пьесой молодые ребята, недавние выпускники табаковского колледжа?

Ребята в меру сил справились, но вопросы остались. Справедливость историческая далеко не всегда совпадает со справедливостью художественной. В данном случае первая перевесила. Нет сомнений, что в 1958-м пьеса Галича на волне оттепели прозвучала бы пронзительно звонко и, возможно, стала бы спектаклем поколения. Как в 1990-м в «Табакерке» на Чаплыгина уже без всяких сослагательных наклонений стала спектаклем выдающихся актеров.

Сегодня драматургические нестыковки и романтические допущения, которыми изобилует «наивно-патриотическая», по собственным словам Галича, пьеса, прикрыть нечем — ни оттепели, ни Миронова, ни Безрукова, ни, самое главное, Владимира Машкова, чье исполнение роли Абрама Шварца давно вошло в легенду.

В «Табакерке» на Сухаревской играют ровный, стабильный и — несмотря на периодические крики — спокойный спектакль о том, как Абрам Шварц отправил сына Давида учиться в Московскую консерваторию, чтобы тот «покушал-таки счастья», а он, Абрам, свое возьмет, когда Давидовой игре будут внимать потрясенные слушатели.

Погребальная по несбывшемуся​​​​​​​

Юноша, которого любят все, — папа, девушки и даже секретарь парторганизации — больше всего любит свое искусство. А что человеческие отношения, в том числе сыновья любовь, во сто крат важнее, убеждается, пройдя через войну и метафизику: в финале к нему, смертельно раненному, приходит погибший в гетто отец…

В зале плачут и аплодируют. Но выйдя через пару минут в гардероб, весело смеются и обсуждают количество мрамора, ушедшего на стены и полы нового театра. Хотя я бы поговорила о сценографии Александра Боровского — пожалуй, единственной на сегодняшний день бесспорной ценности спектакля.

Деревянная конструкция, размещенная на черном фоне, в зависимости от ситуации трансформируется в убогое местечковое жилище, клетушки студенческого общежития, койки санитарного вагона. Герои говорят о дальних странствиях, уходящих в бесконечность поездах, бодрящем утре, а сами заперты в четырех стенах — то ли в помещении без окон, то ли в склепе.

Для Боровского Матросская Тишина — не только московская улица, где поселились приехавшие из провинции персонажи, но и тюрьма — кладбище надежд. Могильную тематику подчеркивает нависающий над конструкцией подиум с цветочными корзинами и открытые нотные тетради на пюпитрах — кажется, сейчас выйдет похоронный оркестр и «врежет» погребальную по всему несбывшемуся…

«Матросская Тишина», пьеса Александар Галича, «Табакерка», 2016. Режиссер — Олег Табаков. Художник-постановщик — Александр Боровский. Художник по свету — Сергей Скорнецкий. В ролях — Федор Лавров, Павел Табаков, Марина Салакова, Арина Автушенко, Анастасия Тимушкова, Павел Ильин, Александр Кузьмин, Денис Парамонов, Игорь Петров, Юлиана Гребе. Ближайший спектакль — 30 октября.

Прямой эфир