Погребальная по несбывшемуся
Олег Павлович Табаков не только очень талантлив, но и очень терпелив. Он таки открыл молодой столичный театр «Матросской Тишиной». То, что 60 лет назад не удалось Ефремову в «Современнике», удалось Табакову в «Табакерке». И пусть это дебют не коллектива, а всего лишь сцены, открытие — всегда открытие. Давно уже нет в живых автора пьесы Александра Галича, ушли Ефремов, Евстигнеев, Кваша, Толмачева — коллеги Табакова по несостоявшемуся спектаклю, но справедливость наконец-то восстановлена. И это правильно, так и должно быть.
О том, как зарубили «Матросскую Тишину», Галич написал «Генеральную репетицию» — нечто среднее между мемуарами и эссе. Есть там эпизод, посвященный юному Табакову, умолявшему драматурга спасти спектакль. Зрелый Олег Павлович тоже устроил свою генеральную, и там, естественно, отсутствовали упомянутые Галичем «бутылочные» и «кирпичные», острожные директора и маститые «осужданты». Зато были восторженные журналисты, ностальгирующие актеры и звучал главный вопрос: справятся ли с пьесой молодые ребята, недавние выпускники табаковского колледжа?
Ребята в меру сил справились, но вопросы остались. Справедливость историческая далеко не всегда совпадает со справедливостью художественной. В данном случае первая перевесила. Нет сомнений, что в 1958-м пьеса Галича на волне оттепели прозвучала бы пронзительно звонко и, возможно, стала бы спектаклем поколения. Как в 1990-м в «Табакерке» на Чаплыгина уже без всяких сослагательных наклонений стала спектаклем выдающихся актеров.
Сегодня драматургические нестыковки и романтические допущения, которыми изобилует «наивно-патриотическая», по собственным словам Галича, пьеса, прикрыть нечем — ни оттепели, ни Миронова, ни Безрукова, ни, самое главное, Владимира Машкова, чье исполнение роли Абрама Шварца давно вошло в легенду.
В «Табакерке» на Сухаревской играют ровный, стабильный и — несмотря на периодические крики — спокойный спектакль о том, как Абрам Шварц отправил сына Давида учиться в Московскую консерваторию, чтобы тот «покушал-таки счастья», а он, Абрам, свое возьмет, когда Давидовой игре будут внимать потрясенные слушатели.
Юноша, которого любят все, — папа, девушки и даже секретарь парторганизации — больше всего любит свое искусство. А что человеческие отношения, в том числе сыновья любовь, во сто крат важнее, убеждается, пройдя через войну и метафизику: в финале к нему, смертельно раненному, приходит погибший в гетто отец…
В зале плачут и аплодируют. Но выйдя через пару минут в гардероб, весело смеются и обсуждают количество мрамора, ушедшего на стены и полы нового театра. Хотя я бы поговорила о сценографии Александра Боровского — пожалуй, единственной на сегодняшний день бесспорной ценности спектакля.
Деревянная конструкция, размещенная на черном фоне, в зависимости от ситуации трансформируется в убогое местечковое жилище, клетушки студенческого общежития, койки санитарного вагона. Герои говорят о дальних странствиях, уходящих в бесконечность поездах, бодрящем утре, а сами заперты в четырех стенах — то ли в помещении без окон, то ли в склепе.
Для Боровского Матросская Тишина — не только московская улица, где поселились приехавшие из провинции персонажи, но и тюрьма — кладбище надежд. Могильную тематику подчеркивает нависающий над конструкцией подиум с цветочными корзинами и открытые нотные тетради на пюпитрах — кажется, сейчас выйдет похоронный оркестр и «врежет» погребальную по всему несбывшемуся…
«Матросская Тишина», пьеса Александар Галича, «Табакерка», 2016. Режиссер — Олег Табаков. Художник-постановщик — Александр Боровский. Художник по свету — Сергей Скорнецкий. В ролях — Федор Лавров, Павел Табаков, Марина Салакова, Арина Автушенко, Анастасия Тимушкова, Павел Ильин, Александр Кузьмин, Денис Парамонов, Игорь Петров, Юлиана Гребе. Ближайший спектакль — 30 октября.