Международная следственная группа обнародовала предварительные итоги расследования крушения над территорией Украины малайзийского «Боинга» в 2014 году. Группа пришла к выводу, что в самолет попала ракета, выпущенная из зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы доставленного из России. В момент пуска ракеты он находился на поле около поселка Первомайский рядом с городом Снежное.
Результат расследования был предопределен. Во время избирательной кампании Хиллари Клинтон, которая делает ставку на противостояние с Россией, выводы едва ли могли бы оказаться иными.
Трудно представить себе, чтобы голландцы, верные вассалы американской администрации, например, выдали бы заключение о непричастности России и обвинили Украину. Дело в другом. Все гадали, будут ли формулировки однозначно отрицательные в пользу Украины или снова обнародуют размытые данные без точных фактов. Произошло и то, и другое. Сами участники расследования разделились во мнениях. Одни говорят, что виновата Россия и этому есть некие якобы неопровержимые доказательства, другие настаивают на том, что их нет.
На днях российские военные, специалисты компании «Алмаз-Антей», представили новую информацию, подтверждающую непричастность ополченцев Донбасса к этой трагедии. Радиолокационная станция в Ростовской области в день катастрофы отслеживала полет лайнера. Оборудование не зафиксировало приближения к лайнеру никаких объектов с территории Снежного. Таким образом, ракета могла быть пущена с позиций украинских военных. Однако эти данные предсказуемо были проигнорированы международной следственной группой.
Тем не менее и по этому вопросу полного единства в следственной группе не наблюдается: одни говорят, что российские сведения не рассматривались, другие утверждают, что с этими данными не согласны. Остается загадкой, что же происходило в комиссии, если образовалась такая полярность мнений?
Не менее важный вопрос: почему голландская сторона не настояла на расследовании данных диспетчерских служб Украины? А ведь это надо было сделать с самого начала. Однако авиадиспетчеры, как и все записи с радаров, странным образом исчезли. Все это косвенные признаки того, что, возможно, кто-то на международном уровне желает скрыть правду.
Между тем проводить расследование и вовсе не понадобилось бы, если бы были обнародованы данные американского спутника, который в тот момент находился над местом катастрофы. Его обнаружили российские Воздушно-космические силы. Этот спутник мог зафиксировать и место пуска ракеты, и геолокацию в этот момент самолета или нескольких самолетов.
С самолетами, кстати, вопрос отдельный.
Местные жители даже умудрились сфотографировать следы, которые самолеты оставили в небе. Кроме того, и сами украинские летчики в эфире российских телеканалов, скрывая свое лицо, подтверждали, что патрулировали в небе эту территорию. Но важно другое. Суммируя все эти данные, можно говорить о том, что у американцев уже в первые дни после катастрофы со стопроцентной вероятностью были достоверные сведения о причинах крушения «Боинга». Однако они так и не были обнародованы. Зато сложившаяся ситуация послужила катализатором для ужесточения санкций в отношении России в связи с присоединением Крыма и поддержкой Донбасса.
С другой стороны, если бы у США были неопровержимые доказательства виновности ополченцев и России, их обнародование пришлось бы очень кстати в ходе избирательной кампании Хиллари Клинтон. Однако этого не происходит. Видимо, правда выглядит не так, как хотелось бы Вашингтону, поэтому и получается такая вот путаница в показаниях международной следственной группы.
Еще один любопытный нюанс: с самого начала следствие затягивалось. Международные специалисты не могли подойти к месту крушения «Боинга» просто потому, что украинские военные вели огонь по этой территории. Черные ящики были переданы следственной группе, однако расшифровки пометили грифом секретности и скрыли от международной общественности. Хотя, казалось бы, выдвигаются серьезные международные обвинения, погибли почти 300 человек, причем не только малайзийцы, но и голландцы, австрийцы, бельгийцы и граждане других европейских стран. Их семьи, их близкие имеют право знать, что же произошло на самом деле.
Но, видно, правда не настолько благовидна и однозначна, чтобы рассказать, как обстояло дело в реальности.
Контроль над мировыми СМИ создает для США ситуацию вседозволенности, когда становится возможным любые сведения трактовать в угоду своим геополитическим интересам. И не важно, где правда, а где ложь. Безусловно, когда-нибудь мы узнаем всю правду о крушении «Боинга», но вряд ли тогда мировые СМИ проявят к этой теме тот интерес, которого он, безусловно, заслуживает.
Автор — профессор НИУ ВШЭ