Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Поменьше пионеров, побольше зайчиков и медвежат»

«Веселые картинки» празднуют 60-летие и думают о будущем
0
«Поменьше пионеров, побольше зайчиков и медвежат»
Фото: пресс-служба журнала «Веселые картинки»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Веселым картинкам» исполняется 60 лет. В советские времена не было издания популярнее — всесоюзный тираж журнала составлял 9,5 млн экземпляров. Корреспондент «Известий» встретилась с главным редактором «Веселых картинок» Инной Антипенко.

— В свое время журнал стартовал с высокой ноты — главное стихотворение для первого выпуска написал Самуил Маршак...

— Не просто стихотворение, а целую оду! Действительно, «Веселые картинки» за это время прошли несколько этапов творческого развития. Идея создания журнала для самых маленьких принадлежит художнику-карикатуристу «Крокодила» Ивану Семенову. Он привел с собой выдающихся иллюстраторов — Сутеева, Каневского, Ротова — и лучших писателей: с журналом сотрудничали Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Кстати, именно последний говорил, что в журнале должно быть «поменьше пионеров и побольше зайчиков и медвежат».

— «Веселых картинок» цензура не касалась?

— Нет, это было единственное безцензурное издание, здесь никогда не печатались портреты генсеков. В «Мурзилке», например, такое бывало — там аудитория была постарше. Ну а у нас... Представляете себе портрет Брежнева и заголовок «Веселые картинки»?

— С трудом…

— Вот поэтому цензуры не было, зато была атмосфера вольного творчества. Собрались хорошие люди, которые горели детской литературой. Семенов задавал тон — это он придумал нашего Карандаша, главу знаменитого «Клуба Веселых человечков». Яркий персонаж, необычный для советского времени. Художник, интеллигент, а не рабочий или крестьянин. Семенов сообразил ему костюм: бархатную блузу с бантом, берет. Многие до сих пор так себе художников и представляют.

— А кто придумал других человечков и нарисовал знаменитый логотип?

— Остальные персонажи — плод коллективного творчества. Всего их получилось восемь: кроме Карандаша, это Петрушка, Буратино, Чиполлино, Незнайка, Самоделкин, чешский гость Гурвинек, который всем очень нравится, и одна-единственная девочка — Дюймовочка. А вот постоянный логотип появился у «Веселых картинок» уже в новый творческий период — в конце 1970-х.

— Изменилась концепция журнала?

— Концепция осталась прежней, сменился главный редактор — им стал известный иллюстратор Рубен Варшамов. Он привел с собой молодых художников, а том числе будущих наших мэтров Кабакова и Пивоварова. Для них «Веселые картинки» стали формой существования в профессии. Тогда же в журнал пришли мультипликаторы: Юрий Норштейн, недавно скончавшийся Эдуард Назаров. Даже кинорежиссер Александр Митта одно время работал у нас художественным редактором. С нами сотрудничали и замечательный Виктор Чижиков, и такие детские авторы, как Эдуард Успенский и Андрей Усачев.

Сам журнал издавался в альбомном варианте, а обложку каждый раз создавали оригинальную. И только в 1979 году, уже став «вертикальным», издание получило постоянный логотип, который нарисовал Пивоваров. В это же время в «Веселых картинках» появились наши фирменные ребусы и настольные игры. Мы их иногда переиздаем — популярность у них огромная. Хотя, конечно, тиражи с советским временем сравнить нельзя, но мы стараемся сохранять традиции.

Например, у нас нет рекламы, мы, как можем, отбиваемся от конкуренции Диснея и другой западной продукции. Ведь на нашем журнале выросло несколько поколений. До сих пор, когда мы устраиваем выставки наших подлинников, я вижу людей, с удивлением и радостью узнающих картинки из своего детства.

— Здесь ключевое слово «картинки». Сегодня детская иллюстрация переживает не лучшие времена, согласны?

— Скажите лучше — катастрофу! Старые иллюстраторы ушли или умерли, а молодым просто некуда приходить. Иллюстраций становится всё меньше и меньше. А ведь в свое время к детской книге относились очень ответственно — через нее детям передавался наш культурный код.

Ведь что такое «Веселые картинки»? Это сборник качественной детской литературы для самых маленьких. Ребенок с детства привыкал каждый месяц получать книжку, созданную вручную специально для него. В издательстве «Детская литература» к книгам для малышей относились как к шедеврам. И мы продолжаем эту традицию. Например, у нас до сих пор нет компьютерного рисования — все наши иллюстрации создаются художниками вручную.

— Журнал жив и довольно успешен. Как вам удается держаться на плаву?

— Сегодня у меня несколько главных задач. Первая — сохранить наше уникальное наследие. У нас огромный архив, мы устраиваем выставки, и, надеюсь, скоро у «Веселых картинок» появится свой музей.

Еще одной своей задачей я вижу создание в новом здании редакции творческого центра «Веселых картинок», чтобы собирать здесь взрослых людей, болеющих за качественную детскую литературу: художников, поэтов, писателей, педагогов... И обязательно привлекать молодежь. 

— У «Веселых картинок» есть шанс стать не только детским, но и семейным чтением?

— Они таковыми и являются, хотя бы по чисто формальной причине. Дети сами не покупают и не выписывают журнал, это за них делают родители и читают его вместе с детьми... Заодно идет воспитание родителей — есть же потерянные поколения, которые после развала СССР отошли от книг вообще. Сейчас у нас образовалось новое поколение подписчиков — 30–35 летних. Это те, кто помнят наш журнал и выписывают его уже своим детям.

Прямой эфир