Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Интернет-продавцы сами пришли к судебным приставам

Они просят чиновников разработать механизм, обязывающий онлайн-магазины других стран исполнять решения российских судов
0
Интернет-продавцы сами пришли к судебным приставам
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просит судебных приставов разработать механизм, который обяжет недобросовестных иностранных продавцов в интернете признавать и исполнять  решения российских судов. Это облегчит жизнь покупателей, которым не удается вернуть деньги, заплаченные недобросовестным зарубежным   ритейлерам. В Национальной ассоциации дистанционной торговли между тем считают, что такой проблемы не существует — по их мнению, иностранцы лояльнее относятся к претензиям покупателей и возвращают средства быстрее, чем отечественные продавцы.

АКИТ направила соответствующее письмо директору Федеральной службы судебных приставов (ФССП), главному судебному приставу страны Артуру Парфенчикову за подписью президента АКИТ Алексея Федорова (письмо есть в распоряжении «Известий»).

Так, организация пишет: «АКИТ просит Федеральную службу судебных приставов России разработать механизм исполнительного производства в отношении иностранных лиц, расположенных на территории иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам», отмечая, что предлагаемый механизм должен предусмотреть признание и исполнение российских судебных решений.

В АКИТ поясняют, что если потребитель купил товар ненадлежащего качества на сайте зарубежного продавца и не смог добиться у него возвращения потраченных средств, то он обращается в суд. «Суд выносит решение, а также выдает исполнительный лист о взыскании с иностранного интернет-магазина денежных средств, далее российскому потребителю необходимо возбудить исполнительное производство в отношении недобросовестного иностранного продавца», — объяснил юрист организации.

Но всё это невозможно, если между странами нет международного договора, который обязывает обе стороны признавать и исполнять судебные решения друг друга. В случае отсутствия такого договора российскому потребителю будет довольно проблематично вернуть свои средства за некачественный товар, пояснили в АКИТ.

По данным АКИТ за 2015 год, до 90% всех интернет-покупок россияне делают в Китае, 4% — в Евросоюзе, 2% — в США, остальное приходится на прочие страны. При этом распределение затрат россиян на товары в иностранных интернет-магазинах выглядит так: 49% от общих затрат приходится на Китай, 25% — на Евросоюз, по 13% — на США и прочие страны. С Китайской Народной Республикой у России есть двусторонний международный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а вот с Европой и Америкой — нет.  

Участвовать в разработке подобных международных договоров, а также вносить предложения в законодательные органы, с тем чтобы они инициировали внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, может Генеральная прокуратура. Ассоциация обратилась к приставам с просьбой разработать механизм, который в дальнейшем с помощью Генпрокуратуры может быть утвержден законодательно при согласии всех заинтересованных сторон. В итоге появление подобного механизма позволит россиянам требовать возвращения средств, потраченных на товары ненадлежащего качества, купленные вне России.

На запрос «Известий» в ФССП вчера не ответили.

Официальной статистики по количеству потребителей, которые не смогли получить свои средства от зарубежных магазинов, у АКИТ нет.

— Потому что, как правило, суммы заказов у покупателей небольшие и люди не обращаются за помощью, — сказали в организации, отметив при этом, что покупки за границей стремительно растут, поэтому проблема должна стать масштабной в обозримом будущем. За первые шесть месяцев 2016 года российский рынок интернет-торговли достиг 405 млрд рублей (+26% по сравнению с первым полугодием 2015 года). Объем трансграничной интернет-торговли за этот период составил 143,1 млрд рублей (+37%).

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает проблему надуманной, поскольку пострадавших покупателей просто нет.

— Таких людей не существует, мы делали опросы среди потребителей, люди утверждают, что вернуть деньги за некачественный товар у иностранных ритейлеров проще, чем у отечественных, — сказал он.

В Роспотребнадзоре на запрос «Известий» также не ответили.

Управляющий партнер Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов считает, что «сейчас объективно ощущается бессилие российских судов в отношении иностранных онлайн-магазинов, причем это касается и агентов стран, заключивших с Россией соглашения о правовой взаимопомощи, — Вьетнама и Китая». Однако реализация предложений АКИТ, по его мнению, маловероятна, так как «международная конъюнктура не благоприятствует заключению новых договоренностей со странами Запада». А любые силовые решения вопроса неэффективны: блокировку сайтов легко обойти.

Федор Козлов напомнил, что Россия имеет договоренности, предусматривающие оказание правовой помощи, с такими странами как Албания, Алжир, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, Египет, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Монголия, Польша, Румыния, Тунис, Чехия, Словакия и Сербия.

​​​​​​​

Прямой эфир