Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Евросоюз больше не верит в поддержку НАТО

В Братиславе состоялась встреча глав минобороны стран ЕС и представителей НАТО, в ходе которой стороны обсудили приоритеты в области безопасности
0
Евросоюз больше не верит в поддержку НАТО
Фото: TASS/AP/Geert Vanden Wijngaert
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Неформальная встреча министров обороны стран ЕС и представителей НАТО состоялась в Братиславе 26–27 сентября. Главной ее темой стало обсуждение обновленной глобальной европейской стратегии в области обороны и безопасности. Стороны также обсудили и германо-французскую инициативу, предусматривающую расширение и углубление военного сотрудничества в рамках ЕС. В декабре Совет Европы должен утвердить конкретные предложения по этой теме. 

В свете предстоящих изменений вполне закономерно может возникнуть проблема дублирования деятельности оборонных структур, поэтому ключевым вопросом обсуждения стала реализации новых механизмов обороны таким образом, чтобы они не пересекались с действиями Североатлантического альянса. Несмотря на возможные трудности, главы минобороны стран ЕС согласились с тем, что время объединить свои ресурсы и силы уже пришло.

Как рассказал «Известиям» депутат Европарламента, член подкомитета по безопасности и обороне и военный специалист Арно Данжан, современные проблемы выявили, что интересы НАТО не всегда отражают европейские, в связи с чем необходимо создавать свой постоянный военный штаб. 

— Несмотря на то что НАТО остается краеугольным камнем европейской безопасности, это всё же продукт истории и результат огромных различий в оборонной сфере. Никаких проблем не возникало, пока неевропейские члены НАТО не стали отвергать инициативы по укреплению европейского потенциала, будь то в рамках альянса или без его участия. НАТО должен признать, что не может присутствовать всегда и везде, особенно в регионах, где ЕС имеет вполне конкретные интересы и обязательства. Иногда более уместно иметь флаг ЕС, чем НАТО, — сказал Данжан. — Обстановка в области безопасности Европы за последние 30 лет еще не была столь неопределенной и угрожающей, как сегодня. Мы сталкиваемся с прямыми угрозами — такими как терроризм и кибератаки. В такой ситуации мы можем делать вид, что ничего не изменилось, и по-прежнему полагаться только на НАТО. Или же мы возьмем на себя инициативу и будем готовы сделать всё, чтобы решить проблемы безопасности региона. В данном случае на карту поставлены интересы Европы, а не США или Турции. 

Ранее глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в плане обороны Евросоюз больше не может зависеть от одной державы и возможностей отдельных государств. Он призвал страны ЕС объединить свои оборонные возможности.

Кроме того, в этом году Брюссель впервые выделил средства на финансирование исследований и технологий в оборонных целях. Так, с 2017 по 2019 год Еврокомиссия вложит €90 млн в разработки в области обороны. Несмотря на то что эти цифры не идут в сравнение с бюджетом НАТО (на военные нужды только на 2017 год сенат США выделил $602 млрд), это стало первым практическим шагом в вопросе укрепления европейской обороны. При этом министры обороны подчеркивают, что выделение средств в общий бюджет ЕС не заменяет необходимости финансирования национальных армий.

Примечательно, что в середине сентября военные эксперты Франции и Германии заявили о необходимости защиты Шенгенской зоны. Для этого стороны предложили создать единый командный центр, который бы обеспечивал работу подразделений и занимался организацией международных военных операций и миротворческих миссий. Координировать же работу предлагается Европейскому оборонному агентству (ЕОА).

В пресс-службе агентства «Известиям» рассказали, что намерены выполнять те задачи, которые стоят на повестке обновленной стратегии. Одновременно с этим ЕОА будет вести постоянный диалог с НАТО во избежание ненужного дублирования работы и пытаться координировать и дополнять друг друга.

Впервые европейская стратегия безопасности была принята в декабре 2003 года — она определила развитие внешней политики и политики безопасности ЕС. В конце июня этого года Брюссель представил обновленный текст глобальной стратегии, в котором, в частности, говорится о том, что ключевым стратегическим вызовом для ЕС является выстраивание отношений с Россией, как с неотделимым партнером Евросоюза.

— ЕС и Россия взаимозависимы, поэтому мы будем взаимодействовать с ней, чтобы обсуждать несогласия и сотрудничать, когда и если наши интересы совпадут, — заявила глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини.

К концу года Брюссель подготовит практические предложения по реализации обновленной стратегии, после чего стороны начнут полноценный диалог со всеми участниками. Однако уже сейчас очевидно, что в основу перезапуска стратегии лягут франко-германские предложения, являющиеся практическими шагами по вопросу оборонной политики. В частности, уже известно, что их поддерживают Бельгия, Чехия, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Польша и Швеция. 

— Франко-германские предложения, как показывает история, всегда представляли собой компромисс, на который соглашались все члены ЕС. Если мы проанализируем, то Франция и Германия фактически являются системообразующими государствами. Сегодня, когда европейские страны сталкиваются с такими вызовами, как кризисы и нестабильность соседних регионов, террористические атаки внутри объединения и миграционный кризис, необходимо принимать более эффективные меры по безопасности и обороне. Однако прежде чем приступать к реализации этих мер, надо определить, что является угрозой, каковы приоритеты и каким образом будет осуществляться финансирование, — сказал «Известиям» политический аналитик Центра европейской политики Ян-Свен Риттельмейер.

Прямой эфир