Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

«Марсово поле» открылось на Волхонке

Итальянский художник Джованни Пиранези научил советских архитекторов мечтать
0
«Марсово поле» открылось на Волхонке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Руслан Шамуков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главным, но не единственным героем очередной выставки в ГМИИ имени Пушкина стал итальянский художник и ученый XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. В своих гравюрах и офортах он воспевал красоту античной архитектуры — на Волхонке демонстрируется около ста работ, включая знаменитую серию «Марсово поле».

Художественные задачи Пиранези сочетал с исследовательскими: к изображению памятников древности гравер относится с бережностью и скрупулезностью, тщательно каталогизируя и комментируя свои археологические находки.

Устроители выставки отправились вслед за своим персонажем. «Пиранези. До и после. Италия–Россия. XVIII–XXI века» (таково полное название проекта) — не просто собрание разноплановых артефактов, но визуализированная научная концепция. Рассматривая экспозицию, зритель убеждается в пиранезианских истоках советской монументалистики.

Два зала целиком посвящены проектам отечественных архитекторов 1920–1930-х годов, в том числе Константина Мельникова, Льва Руднева и Бориса Иофана. Колонны, портики, фризы придуманных ими дворцов (Советов, пионеров, наркоматов) перекликаются со столь любимыми Пиранези антиками, будто иллюстрируя идею о преемственности Третьего Рима по отношению к Риму Первому.

И пусть изысканный классицизм XVIII века уступает по размаху сталинскому ампиру, итальянца и русских объединяет жажда мечты. Античные руины для Пиранези — не просто романтические свидетели далекого прошлого, как для Юбера Робера (две его акварели представлены на выставке). Это — идеал, к которому надо стремиться, вечные образцы, остающиеся столь же актуальными, какими и были полтора тысячелетия назад.

И в наши дни творчество Пиранези вызывает живой отклик у людей искусства, уверены в Пушкинском музее. Доказательство тому — масштабная инсталляция современного художника Валерия Кошлякова, украшающая главный зал экспозиции. Вблизи она выглядит наслоением разодранных картонных коробок с подтеками краски. Но стоит отойти подальше, и мы видим изображение римского форума...

Дешевый картон — не единственный необычный материал здесь. Зрители смогут полюбоваться макетами из пробкового дерева и медными досками, которые Пиранези использовал для создания офортов. Последнее — убедительное свидетельство мастерства художника: он выдавливал невероятно детализированное изображение непосредственно на металле, сразу делая рисунок и буквы в зеркальном отражении для последующего оттиска.

Рассказывая о выставке, директор Пушкинского музея Марина Лошак подчеркивает нестандартность подхода.

— Мы говорим о Пиранези не совсем традиционно, — поделилась с «Известиями» Лошак. —Пытаемся представить не только его самого, но и влияние, которое он оказывал и продолжает оказывать на мир архитектуры. В частности, видим, как известные советские архитекторы создавали свои произведения под впечатлением от творчества Пиранези. И вместе с тем мы показываем его во всей чистоте и многообразии. Он одновременно и архитектор, и скульптор, и визионер-мечтатель.

Впрочем, просветительский пафос выставки и ее научные идеи не отменяют художественной ценности ключевых экспонатов. И здесь на первый план выходят даже не римские панорамы, а цикл «Воображаемые темницы» — сюрреалистическое и одновременно конструктивистское изображение тюремных подземелий. Пиранези предвосхищает не только Сальвадора Дали и «Метрополис» Фрица Ланга, но и компьютерные игры-бродилки, где персонажа надо провести через множество дорожек-мостов...

​​​​​​​«Марсово поле» открылось на Волхонке​​​​​​​

Прямой эфир