Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Первый Каннский кинофестиваль был «советским»

20 сентября 1946 года первый независимый киносмотр в истории открылся картиной «Берлин» Юлия Райзмана, а первые премии получили фильмы Ромма, Эрмлера и Птушко
0
Первый Каннский кинофестиваль был «советским»
Фото: TASS/AP
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

20 сентября 1946 года в Канне прошел первый в истории кинофестиваль на Лазурном Берегу Франции. Он открылся картиной «Берлин» советского режиссера Юлия Райзмана.

Это теперь фестиваль проходит весной — первый Канн был осенним. Причем 70 лет назад фестиваль на Лазурном Берегу проходил при своеобразных декорациях в стиле гоголевского «Ревизора»: руинированные здания и кучи строительного мусора были закрыты веселой рекламой. Впрочем, организаторов можно понять — всего год как отшумела война. По городу еще маршировали британские солдаты, а в море то и дело возникал авианосец. Кстати, и фестиваль был создан по весьма благородной причине.

— Дело в том, что до Канна в мире был всего один значимый кинофестиваль, Венецианский. Но это был фашистский фестиваль, и медали там раздавали имени Муссолини, а Каннский был независимым французским фестивалем. И это было очень важно для истории кино, — рассказал кинокритик Антон Долин. 

Венецианский фестиваль существует до сих пор, но, к счастью, он изменился. Каннский фестиваль тоже существует до сих пор и, к счастью, не изменился. Кстати, с основанием первого киносмотра на Лазурном Берегу связано и еще одно важное событие в жизни кинематографа: у фильмов появилось авторство. До этого дня режиссеры не считались создателями кино и плюшки с бубликами их несправедливо обходили.

Первый Каннский кинофестиваль был «советским»


Участие в Канне — большая удача для всех фильмов, режиссеров и стран (кстати, по статистике, нет режиссеров, которые бы получали награду в Канне трижды). Тем примечательнее, что первый фестиваль прошел под знаком нашей страны. Режиссером фильма-открытия фестиваля был Юлий Райзман с кинолентой «Берлин». А СССР собрал самое большое количество призов и подарков. Гран-при был удостоен фильм «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, приза за режиссуру — Михаил Ромм («Человек № 217»), приза за цвет — «Каменный цветок» Александра Птушко, а фильм-открытие получил Гран-при как лучшая документальная лента.

Первый Каннский кинофестиваль был «советским»​​​​​​​

Высшая награда Канна — «Золотая пальмовая ветвь». Больше всего веток из драгметалла за всю историю фестиваля — целых 19 — досталось США, но наша страна тоже не оказывалась обиженной. За годы существования фестиваля советские и российские фильмы получили свыше 20 разных наград. Правда, высших среди них — всего две. На первом фестивале награду получил Эрмлер с «Великим переломом», в спустя 12 лет — Михаил Калатозов с фильмом «Летят журавли». В истории новой России ближе всех протягивал руку к ветви Никита Михалков: его «Утомленные солнцем» в 1994 году взяли Гран-при. Но, по иронии судьбы, Гран-при считается не первым, а вторым призом Канн. 

С Канном связаны и события, не имеющие отношения к кино. Здесь были показаны необычные купальники бикини, фотокамера «Полароид» и первый в мире компьютер компании IBM. До сих пор ежегодно зрители обсуждают неприличные наряды кинозвезд, заявившихся в Канн, надеясь, что какой-нибудь из экзотических костюмов возьмет да и изменит что-то в моде и, например, платье с разрезом Беллы Хадид станет эталоном правильного вечернего наряда. Но главное в Канне, конечно, же, красивые актрисы. До сих пор советские и российские звезды экрана были в центре внимания французской публики. Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Мария Ладынина... «Известия» вспомнили самых красивых наших звезд, поразивших Лазурный Берег. 

Первый Каннский кинофестиваль был «советским»​​​​​​​

Комментарии
Прямой эфир