Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Заседание СБ ООН по атаке Ирана на Израиль намечено на 14 апреля
Происшествия
Уровень воды в реке Тобол в Кургане за ночь вырос на 54 см
Мир
Фицо заявил о заинтересованности Словакии в хороших отношениях с Россией
Армия
ВС РФ поразили за сутки 450 целей ВСУ на авдеевском направлении
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,6 зафиксировано в районе Курил
Спорт
Царукян победил Оливейру и получил право на чемпионский бой UFC с Махачевым
Мир
NYT сообщила об отсутствии серьезного ущерба для Израиля после атаки Ирана
Армия
Военные ВС РФ сорвали усиление украинских войск на южнодонецком направлении
Общество
Синоптики спрогнозировали до +17 градусов в Москве 14 апреля
Спорт
Российские шахматистки Горячкина и Лагно сыграли вничью на турнире претенденток
Мир
МИД КНР выразил обеспокоенность ударами Ирана по Израилю
Мир
Постпредство России заявило об «острейшем кризисе» на Ближнем Востоке
Армия
ПВО сбила 10 украинских беспилотников над Краснодарским краем
Общество
Уровень воды в реке Урал в Оренбурге перестал расти
Происшествия
В Приморье пройденная огнем площадь природных пожаров превысила 1,3 тыс. га
Происшествия
Число погибших в результате удара ВСУ по Токмаку возросло до 16

Побеждает прозрачность

Политолог Леонид Поляков — о главном результате выборов в Государственную думу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Близится к концу избирательная кампания по выборам в Государственную думу, и увлекательная игра в прогнозы также выходит на финишную прямую. Социологические центры и представители политологического цеха соревнуются в точности своих предсказаний. Однако главный и самый важный результат уже ни в каких предсказаниях не нуждается. Он очевиден любому непредвзятому наблюдателю — выборы в Государственную думу состоялись.

И дело совсем не в том, что будущий фракционный расклад нижней палаты нашего парламента уже фактически ясен. Все ровно наоборот! Выборы состоялись в том смысле, что любой их результат будет получен по итогам открытой, честной и свободной избирательной кампании, сама возможность которой и была целью широкомасштабной политической реформы 2012–2016 годов. И кто бы ни выиграл в борьбе за думские мандаты, главную победу уже одержала наша политическая система, прошедшая серьезный апгрейд по сравнению с 2011 годом.

Пять лет назад она прошла жесткий стресс-тест, по результатам которого были сделаны адекватные выводы.

Ситуацию с «семипартийщиной», которая на определенном этапе способствовала системной стабилизации, нужно было приводить в соответствие с новым общественно-политическим запросом за счет существенного упрощения процедуры партийного строительства.

Сегодня зарегистрировано более 70 политических партий, 14 из которых сумели войти в бюллетень для голосования 18 сентября.

Удвоение списка подняло политическую конкуренцию на порядок. В ходе предвыборных дебатов их участники смогли представить практически все основные социальные группы и наиболее актуальные (включая и радикально-оппозиционные) общественные запросы. Это значит, что новая многопартийность действительно работает.

Повышению конкурентности способствовало и возвращение к смешанной избирательной системе. К соревнованию партийных брендов, ставшему привычным за последнее десятилетие, добавилась борьба ярких, порой харизматичных кандидатов в мажоритарных округах. И именно в составе одномандатников будущей Госдумы можно ожидать наибольших сюрпризов.

Одним из важнейших направлений политической реформы было повышение ее открытости. Здесь всё, начиная с прозрачных ящиков для бюллетеней на избирательных участках и кончая решениями ЦИК по всем апелляциям и спорным вопросам, должно было быть открыто для общества. Поэтому кадровая и содержательная перезагрузка Центральной избирательной комиссии дала искомый результат.

В связи с системной установкой на открытость нельзя не упомянуть и о так называемых праймериз «Единой России». Именно от правящей партии общество ожидало максимальной открытости. И этот запрос был своевременно реализован в форме предварительных голосований, по итогам которых были сформированы списки и региональных партийных групп, и списки кандидатов в одномандатных округах.

Смысл праймериз — запустить механизм не только внутрипартийной, но и общенациональной конкуренции, в ходе которой новое политическое поколение могло бы заявить о себе в полный голос. И, судя по составу окончательных списков единороссов, это в значительной мере удалось. Получит ли эта идея статус обязательной общепартийной нормы или нет — другой вопрос. Но ее системный эффект на нынешнем этапе несомненен.

Хотелось бы отметить еще один момент системного апгрейда — перенос дня голосования с привычного 12 декабря на третье воскресенье сентября. Основной и достаточный резон здесь заключается в том, что давно пора было синхронизировать избирательный процесс с социально-экономическим процессом. Ведь получалось, что главный финансовый документ года (а иногда и целого трехлетия) принимал уходящий состав Госдумы, который к тому же был полностью занят в избирательной кампании. А дальше работать с этим бюджетом должен был уже состав новый, далеко не во всем с ним согласный.

Может быть, в условиях прежней «малопартийности» и сниженной конкурентности системы этот момент не особенно сказывался, и возникавшие в думском механизме «трения» удавалось регулировать, так сказать, «в рабочем порядке». Но в сегодняшних реалиях, когда именно бесперебойная работа политической системы является одним из ключевых условий выхода страны из очень непростой экономической и внешнеполитической ситуации, эта деталь имеет ключевое значение. И если новая Госдума примется за бюджет уже в сентябре, то есть надежда на более оптимистический следующий год.

Если же оценивать эффект политической реформы в целом, то есть вполне оправданная надежда и на следующую, более оптимистичную, пятилетку. Ведь избрание главного законодательного органы страны — это не только очередной важный шаг на пути государственного строительства новой демократической России. Это еще и важнейший этап в деле национальной консолидации. Разумеется, президентские выборы в этом отношении более значимы и более эффективны, поскольку способствуют сплочению вокруг всенародно поддержанной фигуры национального лидера. Но и у думских выборов, что называется, «свои колокола, своя отметина».

Подготовка к 18 сентября прошла так, что ни у кого нет оснований сомневаться — любой результат будет честно отражать действительную расстановку политических сил, каждая из которых играет свою роль в обновленной политической системе и выражает позицию основных социальных групп. Это значит, что легитимность выборов придаст дополнительную легитимность политической системе в целом, доверие к которой наглядно выражает достигнутую нами степень национальной консолидации.

Наша сплоченность напрямую зависит от нашего доверия не только к конкретной избирательной кампании, но и к самому институту выборов. И целью системной реформы как раз и было повышение такого доверия. А оно возможно тогда, когда люди сами видят, что любой орган власти от муниципального до федерального формируется не за счет применения пресловутого админресурса и ухищрений политтехнологов, а в результате их собственного, а потому — правильного выбора.

Будущая Государственная дума станет итогом именно такого выбора. И в этом отношении она предстанет перед нами как истинно народная.

Автор — член экспертного совета Фонда ИСЭПИ

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир