Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Режим ЧС введен после атаки на Каховскую ГЭС
Происшествия
В Москве на Каширском шоссе произошел пожар на стройке
Происшествия
Вода начала поступать на улицы Новой Каховки после прорыва Каховской ГЭС
Происшествия
Каховская ГЭС почти полностью ушла под воду после прорыва
Общество
Военные оцепили территорию вокруг Каховской ГЭС
Общество
В Новокузнецке изъяли контрафактный алкоголь на 12 млн рублей
Происшествия
Четыре человека пострадали после взрыва на АЗС в Томске
Мир
ВС РФ и КНР провели совместное патрулирование в Японском и Восточно-Китайском морях
Общество
В зону подтопления возле Каховской ГЭС могут попасть 80 населенных пунктов
Общество
Число пострадавших от отравления алкоголем в Ульяновской области достигло 51
Происшествия
Мэр Новой Каховки сообщил о разрушении задвижек после ударов по ГЭС
Мир
МИД РФ заявил о работе над запуском арбитража против США из-за невыдачи виз

Парадоксы Фаины Раневской

В Театральном музее имени Бахрушина открылась выставка, посвященная 120-летию народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской
0
Парадоксы Фаины Раневской
Фото: Зоя Игумнова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ее выражение — «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь» — стало названием экспозиции. Здесь представлены уникальные документы, фотографии, личные вещи актрисы. Посетители смогут проследить весь творческий путь Фаины Георгиевны — от дебюта на импровизированной сцене дачного театра в Малаховке в 1915 году до последних ролей в Театре имени Моссовета в начале 1980-х.

Фигура Фаины Георгиевны полна противоречий, а жизнь — парадоксов. Ее не приняли в театральное училище как «неспособную», но наряду с Нонной Мордюковой Раневская вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто».

— Нам хотелось показать ее зрителям не стереотипной — жестковатой, циничной, острой на язык, говорящей только афоризмами, — а раскрыть ее как непростую личность и в то же время выдающуюся актрису, — рассказала куратор выставки Людмила Шемракова. — Несмотря на не очень удачную актерскую судьбу, Раневская обладала феноменальным даром. Часто режиссеры обвиняли ее в том, что «она тянет одеяло на себя», даже если Фаина Георгиевна появлялась в эпизодах. В спектакле «Шторм» Театра Моссовета она играла Маньку-спекулянтку. Режиссер постановки Юрий Завадский сказал ей: «Фаина, вы так хорошо играете эпизод, что я решил исключить его из спектакля». На что актриса ответила: «Если так надо, я буду играть хуже». Но Завадский всё равно убрал выход Раневской.

Сотрудники музея нашли ту самую сцену Маньки-спекулянтки, и ее можно увидеть на выставке. Здесь же можно посмотреть единственное телеинтервью Фаины Георгиевны и короткометражку «Драма», в которой она сыграла главную роль.

Удивительно, что такая большая актриса не была нужна кино и телевидению, ведь Фаина Георгиевна не играла главных ролей на экране, поэтому ее называли «королевой эпизодов». Буквально на пальцах одной руки можно пересчитать главные роли Раневской в театре: «Странная миссис Севидж», «Дальше — тишина», «Правда хорошо, а счастье лучше».

— Мне посчастливилось работать с ней в одном спектакле — «Странная миссис Сэвидж», — рассказала народная артистка Татьяна Бестаева. — Ее партнершей была Ия Саввина, актриса умная, талантливая, известная. Как-то на репетиции она решила, что Фаина Георгиевна — та фигура, с которой она может «пободаться», и стала с ней при всех спорить. Раневская реагировала очень спокойно, но в какой-то момент ее терпение лопнуло и она сказала: «Я теперь понимаю, почему в Москве так плохо с домработницами. Они все работают в Театре Моссовета». Как ни странно, но после этой истории они подружились.

Хлесткие выражения актрисы стали особой разновидностью фольклора, ей приписывают многие остроты. На выставке использованы только подлинные фразы актрисы. О себе она писала: «В пять лет была тщеславна, мечтала получить медаль «За спасение утопающих». Теперь медали, ордена держу в коробке, где нацарапала: «Похоронные принадлежности». В последних записях Раневской есть такое: «Старость — это просто свинство. Все ушли, а я доживаю свой век».

— Готовя выставку, мне стало понятно, почему она чувствовала себя одинокой в последние годы жизни, — продолжает Людмила Шемракова. — Потому что в молодости она дружила с цветом культуры нашей страны. Ближайшее окружение Раневской — Эйзенштейн, Ромм, Ахматова, Пастернак, Шостакович, Михоэлс, Рихтер. Уровень этих людей был настолько высок, что, когда они все ушли из жизни, ей стало не с кем общаться. В свое время она говорила про Эйзенштейна: «Каково гению среди козявок!» На склоне лет Раневская почувствовала это на себе.

Экспозиция работает до 2 октября.

Комментарии
Прямой эфир