Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мантуров заявил о готовности РФ предложить Индонезии АЭС большой мощности
Мир
Нарышкин заявил об укреплении позиций НАТО на границе с Калининградом
Мир
СМИ сообщили о желании стран ЕС обойти вето Венгрии при введении санкций против РФ
Мир
FT заявила об изучении ЕС возможности разрыва контрактов на поставку газа из РФ
Мир
Верховный лидер Ирана дал положительную оценку первому раунду переговоров с США
Мир
Финские полицейские объявили двухдневную забастовку из-за низких зарплат
Армия
Российские силы ПВО за сутки сбили 304 украинских дрона
Мир
В МИД РФ заявили о бездействии ОБСЕ по проблеме радикализации в Европе
Мир
В ГД призвали отстранить Каллас после ее призыва не посещать Москву 9 Мая
Мир
В Кремле назвали жесткой риторику Каллас о Дне Победы
Мир
Песков заявил о четком намерении РФ двигаться в сторону мира на Украине
Мир
СМИ сообщили о вынужденном отказе Каллас от создания фонда для Украины
Туризм
На майских праздниках за рубежом планируют отдохнуть около 900 тыс. россиян
Мир
В МИД РФ назвали циничной атаку ВСУ по Курской области на фоне заявлений о мире
Мир
Российские спасатели завершили миссию в Мьянме после землетрясения
Армия
Российские военные уничтожили автомобиль ВСУ в Сумской области
Экономика
Экономист не исключил возврата ЕС к импорту российского газа

Элиты договорятся

Политолог Аждар Куртов — о политических перспективах Узбекистана
246
Выделить главное
Вкл
Выкл

Известие о болезни президента Узбекистана Ислама Каримова стало неожиданностью для политического и экспертного сообщества. Тем не менее ситуация в республике пока находится под контролем. 

Каримов стал главой Узбекистана еще в советский период — в 1990 году и находится на этой должности больше четверти века. Исламу Абдуганиевичу 78 лет, а должность главы государства неизбежно связана с очень большим напряжением силы воли и нервов — и здоровья это никак не прибавляет.

Ислам Абдуганиевич — человек советской закалки во всех отношениях. Во многом его политика очень похожа на то, как правили первые секретари ЦК в союзных республиках. Скажем, в области экономики многие методы — это методы государственного патернализма, где элементы рыночных отношений чаще всего блокировались решениями административных органов. Хорошо это или плохо — сказать сложно. С одной стороны, в начале 90-х годов Каримов не допустил дикого разгула приватизации, массовой остановки предприятий, обнищания населения. Он в известной степени сохранил советский промышленный потенциал. Но с другой стороны, темпы развития страны на рыночных рельсах были упущены. И сейчас по макроэкономическим показателям Узбекистан в значительной степени уступает  и соседнему Казахстану, и тем более России.

Одним из неприятных последствий избранного курса стало то, что самое большое количество трудовых мигрантов в России — это как раз граждане Узбекистана. Конечно же стабильности республике это не добавляет.

От первого лица на Востоке зависит всегда очень многое. 

Сосредоточив в одних руках огромные прерогативы, Каримов «вел корабль» к тем берегам, которые он считал верными. Да, не всегда бесспорными методами. Ну, например, Узбекистан то входил, то выходил из ОДКБ, из Таможенного союза. 

Кроме того, у республики не просто складываются отношения с соседями. Есть исторические обиды и разногласия, которые иногда выливаются наружу. Можно вспомнить резню в Киргизии между киргизами и узбеками после свержения Курманбека Бакиева в 2010-м. Есть нерешенные проблемы безопасности, связанные с пограничьем между Узбекистаном и Афганистаном. Из Афганистана до сих пор исходит угроза вторжения боевиков, более того, она даже усиливается — в постсоветском приграничье Афганистана появились не только сторонники талибов, но и приверженцы и сторонники Исламского государства (террористическая организация, запрещенная в РФ).

Поэтому управлять такой страной спокойно — достаточно сложно. Система правления, существующая в Узбекистане, — а это суперпрезидентская республика — в форсмажорных обстоятельствах становится наиболее уязвимой, в частности в вопросах передачи власти.

Демократическим путем власть в республике до сих пор не передавалась. Собственно, именно поэтому Каримов, внося изменения в конституцию, занимает пост президента столь продолжительное время — вопреки установленным нормам об ограничении по срокам.

Но в форсмажорных обстоятельствах всегда возникает вопрос: не воспользуются ли этой ситуацией политические противники Каримова для слома существующей системы власти?

Его противников в Узбекистане много.

Часть из них представляют прозападную оппозицию и находятся фактически в политическом «подполье», а их лидеры пребывают за рубежом. Наряду с прозападной существует и исламско-радикальная оппозиция. Она время от времени дает о себе знать совершением терактов на территории республики. Для этого фланга политической оппозиции дестабилизация и безвластие, ситуация, когда не решен вопрос о том, кто же будет преемником и насколько этот преемник сможет контролировать государственный аппарат, становится чрезвычайно благоприятным моментом для достижения собственных целей. Полагаю, что сейчас радикалы-исламисты готовятся воспользоваться моментом. Скорее всего, последуют заявления со стороны их лидеров.

Конечно, теоретически для Узбекистана возможны различные сценарии, в том числе и дестабилизация.

Но пока наиболее вероятным выглядит сценарий, который был уже апробирован в соседней Туркмении. Напомню, что в 2006 году совершенно внезапно умер первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов. На его место путем разного рода закулисных махинаций и политического сговора элит был выдвинут никому ранее не известный политик — нынешний президент Гурбангулы Бердымухамедов. Это произошло без всяких катаклизмов, без гражданских войн и мятежей.

В Узбекистане все политические силы прекрасно понимают, что в такой ожесточенной политической борьбе риски чрезвычайно высоки. И здравый смысл будет толкать элиты на то, чтобы договариваться между собой, по крайней мере на первых порах. И выдвинуть из своей среды приемлемую компромиссную фигуру.

Конечно, нужно учитывать и разногласия между кланами и региональными группировками.

Что касается попыток воздействия внешних акторов на ситуацию в Узбекистане в нужном им направлении, они безусловно будут предприниматься. И наверняка уже предпринимаются по скрытым каналам заинтересованными сторонами — и США, и мусульманским миром, и Китаем.

России далеко не безразлично, кто станет следующим президентом Узбекистана. Мы будем работать с любым президентом, которого выберет узбекский народ. Потенциал для сотрудничества по-прежнему большой: есть хорошие торговые отношения; есть надежда на то, что Узбекистан со временем изменит свою позицию и присоединится к ЕврАзЭС, тем более что он в нем когда-то состоял. И конечно, существуют огромные человеческие и гуманитарные связи между народами России и Узбекистана.

Автор — главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии»

Читайте также: 

В Узбекистане задумались о преемнике президента 

Ислам Каримов перенес инсульт: что ждет Узбекистан 

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением