Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Соня Рикель — женщина, научившая носить вещи наизнанку

Русские корни «королевы трикотажа» сыграли решающую роль в выборе материала и знаменитого принта
0
Соня Рикель — женщина, научившая носить вещи наизнанку
Фото: ТАСС/Imago
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На 87-м году жизни во Франции умерла всемирно известный модельер Соня Рикель — хрупкая женщина с узкими плечами и густой копной рыжих волос. Она признавалась, что в ее жилах течет русская, еврейская и французская кровь, и себя сравнивала с чеховской Душечкой. Так же как и героиня русского классика, Соня жила интересами своего мужа. Ведь именно он занимался модой и даже владел бутиком женской одежды «Лаура», в котором работала Соня.

Творческий союз развивался по схеме «Ахматова–Гумилев». Ее первое творение — невзрачный, мышиного цвета свитерок для беременных — муж не оценил. Но каково было его удивление, когда выставленный в витринах его магазинов хэнд-мейд жены был сметен покупательницами и спустя короткое время попал на обложку Elle. О восходящей звезде французской моды услышали даже в Советском Союзе.

— Ее имя звучало наряду с ведущими кутюрье. Чего стоит ее триумф в 1970-х, когда она представила свою коллекцию и была названа королевой трикотажа, а свитер из этой коллекции стал культовым предметом одежды во всем мире, — вспоминает телеведущая и дизайнер женской одежды Надежда Бабкина. 

Соня Рикель действительно взялась творить из трикотажа, сделав, как скульптор, этот материал своим мрамором и бронзой.

— Дело не в том, что ее вещи были суперкрасивыми. Но они были стильными. Обвисшие рукава, неправильный силуэт рисовали особую линию. А ведь именно линия — самое важное как в стрижках, так и в моде, — говорит стилист Анвар Очилов.

В 1986 году Соня открыла свой собственный первый бутик трикотажа на улице Гренель в Париже.

— Эти магазины были настоящими храмами высокого вкуса, — говорит профессор Текстильного института Виктор Кузьмичев. — Благодаря магии бренда она смогла поднять материал, к которому не особенно обращались модельеры, на недосягаемый уровень. Это то, что отличает наш трикотаж или белорусский трикотаж от трикотажа Рикель: нужно учиться, как продавать через глянец, через бутики, а не на барахолках. 

Рикель придумала делать надписи на одежде, научила мир носить вещи наизнанку, сверкая необработанными швами. А дань славянскому происхождению отдала в узорах.

— Она создала собственный узор, спутать который нельзя ни с чем, — говорит стилист Влад Лисовец. — Черный фон и яркие полоски — желтый, оранжевый, синий, цвет фуксии — стали ее фирменным знаком, отсылая к национальным русским костюмам. Знаменитый принт она пустила не только в одежду, но и в декор: диванная обивка, полотенца, постельное белье. Этот принт настолько активный, что если им заполнять квартиру — получалось очень радостно, игриво и по-детски.

Отечественные специалисты считают, что русские корни отвечают и за любовь к трикотажу Сони Рикель.

— В России было особое отношение к трикотажу, — говорит Виктор Кузьмичев. — Можно не вспоминать о кримпленовых костюмах, очень популярных в Советском Союзе, и свитерах Хемингуэя у наших бардов. Но нужно знать, что именно выходцы из нашей страны показали новые способы применения трикотажа. Например, водолазки — кофты с высоким воротником, называемым «тортилла», — изобретение российских авангардистов. А шапки типа балаклавы придумали русские моряки во время Крымской войны.

Рикель прожила долгую жизнь, умея прислушиваться к своему телу на каждом этапе его развития. Ее творческий путь начался с линии одежды для беременных, а закончился — одеждой для пожилых людей. 

— Я помню, как меня поразила ее линия «женщина в футляре», — говорит Анвар Очилов. — Эта одежда была создана для женщин в возрасте, фигура которых приобретает возрастные изменения. Но благодаря трикотажу, становящемуся второй кожей, и в очень солидном возрасте женщины могли чувствовать себя красивыми и элегантными.  

Впрочем, благодарны Соне Рикель и мужчины. Например, за трикотажное нижнее белье. 

— До 1980-х годов никто и подумать не мог о том, что трусы могут быть из трикотажа, — говорит Кузьмичев. — Трикотаж был очень грубым и годился разве что на верхнюю одежду. Но благодаря появлению новых видов пряжи, новых способов обработки трикотаж становилась всё тоньше и нежнее. Но расширить сферу применения трикотажа без смелых экспериментов Сони Рикель было бы невозможно. 

О смерти Сони Рикель сообщила в своем Instagram дочь кутюрье Натали Рикель.

Комментарии
Прямой эфир