Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Останавливаться нельзя

Юрист Александр Ведруссов — о новых нормах антикоррупционного законодательства
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одной из решающих мер по борьбе с коррупцией стал новый закон, направленный на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления и достижение целей наказания в отношении лиц, их совершивших. Документ содержит важные поправки, позволяющие более эффективно бороться с недобросовестными чиновниками. Впрочем, и новый закон можно пополнить поправками, которые, надеюсь, обсудят депутаты Думы нового созыва. Как отметил президент Путин, «работы здесь очень и очень много... и если мы остановимся, будет хуже».

Вы никогда не задумывались над тем, почему по статистике самыми «злостными взяточниками» в нашей стране который год подряд становятся... учителя и врачи? Неужели наше здравоохранение и образование коррумпированы настолько, что именно представители этих достойных профессий вносят решающий вклад в разграбление страны? Не совсем так. Точнее, совсем не так.

Объяснение зашкаливающей «коррупциемкости» указанных сфер до безобразия простое: большинство осужденных по 290-й статье УК РФ («Получение взятки») попались на мелком взяточничестве. За 2012–2015 годы около 65% мздоимцев были осуждены за незаконное получение средств, сумма которых не превышает 10 тыс. рублей.

При этом взяточники, не разменивавшиеся на мелочевку и бравшие по миллиону рублей и более (и поверьте, это вовсе не врачи с учителями) составили всего 3% от «бравших на лапу» преступников, привлеченных к ответственности. И что самое абсурдное — в юридическом плане подход к расследованию дела медика, получившего с пациента «коробку конфет», и чиновника, укравшего полбюджета, был абсолютно одинаковым.

Более того, судя по вышеприведенной статистике, вся мощь российской правоохранительной системы была нацелена преимущественно на поимку «мелкой рыбешки», в то время как гигантские коррупционные спруты чувствовали себя относительно спокойно. Понять стражей порядка можно: благодаря большому количеству доведенных до суда уголовных дел по «бытовой коррупции» показатели раскрываемости преступлений были лучше, а хлопот и рисков — меньше.

Эта ситуация привлекла внимание руководства страны. «Статистика раздувается таким образом, что создается лишь видимость активной борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток», — сказал Путин, выступая на январском заседании Совета по противодействию коррупции.

3 июля 2016 года президент подписал федеральный закон № 324-ФЗ, выделяющий в отдельные составы преступлений мелкое взяточничество (когда речь идет о взятке в сумме до 10 тыс. рублей) и мздоимство, связанное с причинением крупного ущерба обществу и государству.

В первом случае правонарушитель не может быть приговорен к лишению свободы на срок более одного года или более трех лет, если он привлекается за мелкое взяточничество не в первый раз.

Во втором случае, когда речь идет о крупном мздоимстве, преступник, как и раньше, рискует попасть за решетку на срок до 15 лет и на такой же срок лишиться права работать на госслужбе после отбывания наказания. Значение вышеуказанных нововведений, инициированных президентом, трудно переоценить. Государство дает понять, что впредь будет относиться к крупномасштабному мздоимству значительно строже, чем к бытовому взяточничеству.

Однако по традиции в каждой бочке меда должна быть хотя бы ложечка дегтя. В данном случае — довольно большая. Успешно реализовав часть рекомендаций по ужесточению антикоррупционного законодательства, высказанных Верховным судом, депутаты Госдумы прошлого созыва не учли не менее важные нововведения, которые судейский корпус тоже рекомендовал включить в обновленное уголовное законодательство. Например, действующие нормы не всегда запрещают осужденному за мздоимство устраиваться на государственную службу, поскольку лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью пока еще остается необязательным дополнительным наказанием для совершивших коррупционное преступление.

В результате нередко получается так, что чиновник, отбывший срок за мздоимство, возвращается на государственную службу и опять распоряжается бюджетными средствами. Статистика показывает, что такое случается часто и повсеместно. Едва ли такая практика способствует формированию чиновничества, не склонного к коррупционному поведению.

Государственная Дума прошлого созыва также не облекла в форму закона предложение Верховного суда ввести норму, предусматривающую конфискацию имущества коррупционеров, которым удалось избежать суда будь то по истечению срока давности привлечения к уголовной ответственности или по амнистии. Дело в том, что совершившим подобные правонарушения довольно часто удается избежать какой бы то ни было ответственности не потому, что их не за что наказать, а только потому, что их уже поздно наказывать. В таких случаях необходимо либо увеличивать сроки давности по ряду коррупционных преступлений, либо хотя бы покрывать убытки за счет самих лиц, преступивших закон. Как говорится, с паршивой овцы — хоть шерсти клок.

Остается надеяться, что депутаты нового созыва Государственной думы все же продолжат работу по ужесточению коррупционного законодательства, как того требуют руководство страны, граждане, экспертное сообщество и здравый смысл.


Автор — директор аналитического центра «Стратег PRO»

Все мнения

Комментарии
Прямой эфир