Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Останавливаться нельзя

Юрист Александр Ведруссов — о новых нормах антикоррупционного законодательства
19
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одной из решающих мер по борьбе с коррупцией стал новый закон, направленный на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления и достижение целей наказания в отношении лиц, их совершивших. Документ содержит важные поправки, позволяющие более эффективно бороться с недобросовестными чиновниками. Впрочем, и новый закон можно пополнить поправками, которые, надеюсь, обсудят депутаты Думы нового созыва. Как отметил президент Путин, «работы здесь очень и очень много... и если мы остановимся, будет хуже».

Вы никогда не задумывались над тем, почему по статистике самыми «злостными взяточниками» в нашей стране который год подряд становятся... учителя и врачи? Неужели наше здравоохранение и образование коррумпированы настолько, что именно представители этих достойных профессий вносят решающий вклад в разграбление страны? Не совсем так. Точнее, совсем не так.

Объяснение зашкаливающей «коррупциемкости» указанных сфер до безобразия простое: большинство осужденных по 290-й статье УК РФ («Получение взятки») попались на мелком взяточничестве. За 2012–2015 годы около 65% мздоимцев были осуждены за незаконное получение средств, сумма которых не превышает 10 тыс. рублей.

При этом взяточники, не разменивавшиеся на мелочевку и бравшие по миллиону рублей и более (и поверьте, это вовсе не врачи с учителями) составили всего 3% от «бравших на лапу» преступников, привлеченных к ответственности. И что самое абсурдное — в юридическом плане подход к расследованию дела медика, получившего с пациента «коробку конфет», и чиновника, укравшего полбюджета, был абсолютно одинаковым.

Более того, судя по вышеприведенной статистике, вся мощь российской правоохранительной системы была нацелена преимущественно на поимку «мелкой рыбешки», в то время как гигантские коррупционные спруты чувствовали себя относительно спокойно. Понять стражей порядка можно: благодаря большому количеству доведенных до суда уголовных дел по «бытовой коррупции» показатели раскрываемости преступлений были лучше, а хлопот и рисков — меньше.

Эта ситуация привлекла внимание руководства страны. «Статистика раздувается таким образом, что создается лишь видимость активной борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток», — сказал Путин, выступая на январском заседании Совета по противодействию коррупции.

3 июля 2016 года президент подписал федеральный закон № 324-ФЗ, выделяющий в отдельные составы преступлений мелкое взяточничество (когда речь идет о взятке в сумме до 10 тыс. рублей) и мздоимство, связанное с причинением крупного ущерба обществу и государству.

В первом случае правонарушитель не может быть приговорен к лишению свободы на срок более одного года или более трех лет, если он привлекается за мелкое взяточничество не в первый раз.

Во втором случае, когда речь идет о крупном мздоимстве, преступник, как и раньше, рискует попасть за решетку на срок до 15 лет и на такой же срок лишиться права работать на госслужбе после отбывания наказания. Значение вышеуказанных нововведений, инициированных президентом, трудно переоценить. Государство дает понять, что впредь будет относиться к крупномасштабному мздоимству значительно строже, чем к бытовому взяточничеству.

Однако по традиции в каждой бочке меда должна быть хотя бы ложечка дегтя. В данном случае — довольно большая. Успешно реализовав часть рекомендаций по ужесточению антикоррупционного законодательства, высказанных Верховным судом, депутаты Госдумы прошлого созыва не учли не менее важные нововведения, которые судейский корпус тоже рекомендовал включить в обновленное уголовное законодательство. Например, действующие нормы не всегда запрещают осужденному за мздоимство устраиваться на государственную службу, поскольку лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью пока еще остается необязательным дополнительным наказанием для совершивших коррупционное преступление.

В результате нередко получается так, что чиновник, отбывший срок за мздоимство, возвращается на государственную службу и опять распоряжается бюджетными средствами. Статистика показывает, что такое случается часто и повсеместно. Едва ли такая практика способствует формированию чиновничества, не склонного к коррупционному поведению.

Государственная Дума прошлого созыва также не облекла в форму закона предложение Верховного суда ввести норму, предусматривающую конфискацию имущества коррупционеров, которым удалось избежать суда будь то по истечению срока давности привлечения к уголовной ответственности или по амнистии. Дело в том, что совершившим подобные правонарушения довольно часто удается избежать какой бы то ни было ответственности не потому, что их не за что наказать, а только потому, что их уже поздно наказывать. В таких случаях необходимо либо увеличивать сроки давности по ряду коррупционных преступлений, либо хотя бы покрывать убытки за счет самих лиц, преступивших закон. Как говорится, с паршивой овцы — хоть шерсти клок.

Остается надеяться, что депутаты нового созыва Государственной думы все же продолжат работу по ужесточению коррупционного законодательства, как того требуют руководство страны, граждане, экспертное сообщество и здравый смысл.


Автор — директор аналитического центра «Стратег PRO»

Все мнения

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности