«Энергия» договорилась с Boeing о проектах освоения дальнего космоса
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК) достигла соглашения с американской корпорацией Boeing об урегулировании спора по проекту «Морской старт» (Sea Launch), в котором эти компании некогда были партнерами. «Энергия» сможет рассчитаться с Boeing услугами и участием в совместных разработках, избежав таким образом выплаты компенсации в $330 млн, определенной судом Центрального округа Калифорнии.
— Мы подписали с Boeing предварительное соглашение об урегулировании спора по «Морскому старту», в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности, — заявил «Известиям» генеральный директор РКК Владимир Солнцев. — До конца этого года мы планируем подписать окончательное соглашение с Boeing, в котором должны быть оговорены все условия урегулирования. 16 августа совет директоров «Энергии» заслушал предварительные условия соглашения и принял их к сведению, дав нам соответствующие поручения. Для принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос». И, конечно, мы будем информировать правительство.
По словам Владимира Солнцева, РКК и Boeing сформировали программу долгосрочного сотрудничества, в которую включены проекты по освоению дальнего космоса.
— Мы уже сейчас ведем работы по созданию стыковочного узла для наших перспективных кораблей «Федерация» и CST-100 Starliner, — рассказал глава РКК. — Мы также рассматриваем варианты создания совместных высокотехнологичных производств, где предусматривается обоюдное использование возможностей и достижений обеих сторон.
Владимир Солнцев отметил, что в ходе переговоров стороны договорились списать часть долга.
— Для нас было принципиально договориться о дисконте, сумм я пока называть не буду, они будут известны по итогам заключения итогового соглашения, — подчеркнул гендиректор «Энергии». — Сейчас могу сказать, что мы выстраиваем наши отношения таким образом, чтобы закрыть долг работами и совместными проектами.
Консорциум Sea Launch был сформирован в 1995 году: тогда крупнейший пакет акций в 40% достался Boeing Commercial Space Company, 20% — норвежской Aker Kvaerner, 25% — РКК «Энергия», 15% разделили днепропетровские «Южмашзавод» и КБ «Южное». Замысел проекта состоял в том, чтобы создать плавучий космодром, запускающий спутники с помощью ракет «Зенит», приходя на экватор. Там лучшие условия выведения с точки зрения энергетики: можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли, отправляя на орбиту больше груза, чем с любой другой широты. Одна и та же ракета «Зенит 3SL» при старте с экватора могла вывести на низкую околоземную орбиту на 10% больше полезной нагрузки, чем если бы она взлетала с Байконура.
Начальные инвестиции в проект Sea Launch составили $3,5 млрд. Бизнес-план предусматривал запуск минимум пяти ракет в год, тогда проект окупался. Но пять стартов было только в 2006 и 2008 годах, в остальное время их было меньше: в 2007, 2009 и 2011 годах было по одному запуску, а на 2010 год не удалось получить ни одного заказа. «Морской старт» накапливал долги, и тогда Boeing решила из проекта выйти, осуществив процедуру его добровольного банкротства, предусматривающую очищение компании от долгов и продажу активов.
Решение о закрытии проекта Sea Launch было объявлено в 2009 году, тогда же Boeing потребовала от партнеров по проекту закрыть обязательства по кредитам. Дело в том, что при формировании консорциума партнеры заключили «Соглашение о гарантиях и обеспечении», где было зафиксировано, что если одна из сторон берет на себя ответственность по привлекаемому для нужд проекта займу, то другие акционеры Sea Launch несут по нему пропорциональную размеру участия ответственность. Имея в виду этот пункт договора, Sea Launch в 2004 году привлек $270 млн под гарантии Boeing и Kvaerner, а в 2005 году по аналогичной схеме — еще $200 млн.
Летом 2009 года Boeing выплатила кредиторам $448 млн, рассчитавшись за весь консорциум. На долю американской корпорации пришлось $179 млн. Kvaerner свою часть долга вернула Boeing частями в 2009–2010 годах. А «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. После чего Boeing подала иск в суд.
«Энергия» приобрела активы Sea Launch через свои дочерние компании в 2010 году, решив продолжить пусковой бизнес. Это была инициатива Виталия Лопоты, на тот момент президента РКК «Энергия». Он считал (и сейчас продолжает на этом настаивать), что России нужен плавучий космодром и его нужно сохранить, чего бы это ни стоило. Когда отношения между Россией и США стали ухудшаться, Лопота предложил сменить порт базирования плавучего космодрома, перегнав его из Лонг-Бич в Советскую гавань (создание береговой инфраструктуры там стоило бы не менее $1 млрд). Но основная проблема проекта — отсутствие достаточного количества заказов — никуда не делась. «Морской старт» оставался убыточным, и руководство Роскосмоса в 2012 году посоветовало Лопоте закрыть проект. Лопота совета не послушал, и это для него имело печальные последствия: бывший тогда заместителем руководителя Роскосмоса Олег Фролов (сейчас он член коллегии ВПК) написал заявление в ФСБ о причинении ущерба государству, которое владеет 38% акций РКК «Энергия». На Лопоту завели уголовное дело, в мае прошлого года Следственный комитет РФ по ЦФО предъявил ему обвинение по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации»).
Сам проект «Морской старт» сейчас законсервирован, так как «Южмашзавод» больше не выпускает ракеты «Зенит». Нынешнее руководство РКК «Энергия» уже давно хочет избавиться от убыточного плавучего космодрома, но сделать это не позволяет калифорнийский суд, который осенью прошлого года решил, что РКК «Энергия» должна выплатить Boeing $330 млн. Позднее суд наложил запрет на продажу активов «Морского старта».
— К сожалению, применительно к данному судебному акту есть риски применения правила «альтер эго», позволяющего накладывать взыскания не только на «Энергию», но и на связанные компании, — пояснил Владимир Солнцев. — То есть взыскание может быть обращено как на компании, которые непосредственно владеют активами «Морского старта», так и на компании, связанные с этим проектом. Такие риски затрудняют нам продажу компании сторонним инвесторам.
В российском представительстве Boeing комментариев не предоставили.
— Соглашение об урегулировании» можно считать оптимальным для обеих сторон, — полагает член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — «Энергии» не придется платить деньги, а Boeing получит стратегического партнера с уникальными компетенциями. По сути, РКК «Энергия» обладает наибольшим опытом создания пилотируемых космических кораблей среди всех компаний мира. Колоссальный опыт разработки и модернизации пилотируемых и грузовых кораблей наверняка поможет Boeing, ведь компания сейчас создает свой пилотируемый корабль. Такой технологический партнер может дать Boeing весомое преимущество на фоне других разработчиков, учитывая, что в США сейчас создается сразу несколько космических кораблей, которым неизбежно придается конкурировать за заказы от NASA.