Стриженов навсегда
Олегу Стриженову исполнилось 87 лет. «Известия» поздравляют народного артиста Советского Союза с днем рождения и вспоминают его лучшие роли.
«Овод», Артур (1955) (6+)
Фильм по мотивам одноименного романа Этель Лилиан Войнич собрал немыслимые ныне 39,16 млн зрителей. По сравнению с британским романом советское прочтение режиссера Александра Файнциммера оказалось более идеологичным и менее романтичным — Артур и Джемма были скорее не возлюбленными, а товарищами по революционной борьбе. Тем не менее в Артура–Овода влюбились миллионы кинозрительниц, а также — исполнительница роли Джеммы Марианна Бебутова. Вскоре после съемок Марианна стала Стриженовой, а через два года у супругов родилась дочь Наталья.
«Сорок первый», поручик Говоруха-Отрок (1956) (12+)
После «Овода» о Стриженове заговорили как о перспективном актере. «Сорок первый» стремительно вывел его в лидеры поколения. Фильм Григория Чухрая, снятый по одноименной повести Бориса Лавренева, получился ярким, динамичным и пронзительно трогательным. На афишах красовалась красноармеец Малютка (Изольда Извицкая) с винтовкой наперевес, а в памяти зрителей остался кадр, где смертельно раненный поручик оборачивался к расстрелявшей его возлюбленной.
«Пиковая дама», Германн (1960) (16+)
Популярный в эти годы жанр фильма-оперы (на экране актеры открывают рот, а за кадром поют солисты Большого театра) вышел в лидеры проката благодаря Стриженову, певшему голосом Зураба Анджапаридзе. Режиссер Роман Тихомиров предусмотрел для актера множество крупных планов, лишний раз подчеркнувших благородство его лица и осанки.
«Неподсуден», летчик Егоров (1969) (0+)
В роли современника актер оказался столь же убедителен, как и в своих многочисленных историко-костюмных фильмах. Актерское трио Стриженов–Куравлев–Максакова играло в традициях советского неореализма: мало слов, много взглядов. Несгибаемый правдолюбец Егоров, оклеветанный бывшим другом, оказался самым молчаливым и самым выразительным.
Фильм Валерия Ускова и Владимира Краснопольского в год проката посмотрели 43,3 млн зрителей, а Стриженов по итогам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим актером 1969 года.
«Звезда пленительного счастья», князь Сергей Волконский (1975) (16+)
Приступая к съемкам фильма о декабристах, режиссер Владимир Мотыль заботился, чтобы актеры, выбранные на главные роли, были не столько внешне похожи на своих исторических персонажей, сколько соответствовали им внутренне. Стриженов оказался единственным, кто совпал со своим героем по всем параметрам.
Он действительно очень напоминал Волконского — создателям картины даже не понадобилось подменять портрет князя изображением Стриженова. Ну а лирическая линия, как всегда, была сыграна безупречно. Дамы всерьез завидовали Марии Раневской (Наталья Бондарчук), которой досталось такое суровое и такое безмерное счастье.