Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Музей Рублева: «Мы попросим церковь использовать электрические свечи»

Директор Музея Рублева Михаил Миндлин — о передаче храма XVII века в стиле нарышкинского барокко в пользование Русской православной церкви
0
Музей Рублева: «Мы попросим церковь использовать электрические свечи»
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева передаст церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII века в пользование Русской православной церкви, рассказал «Известиям» директор Музея имени Рублева Михаил Миндлин. Здание представляет собой образец нарышкинского барокко, иконостас выполнен царскими изографами Оружейной палаты и является памятником общенационального значения.

Пока музей и РПЦ решают вопрос передачи собственности. Законодательство разграничивает здание храма и экспонаты, находящиеся внутри. Если здание церкви точно передадут РПЦ, то внутреннее убранство находится в музейной коллекции. 

Музей Рублева: «Мы попросим церковь использовать электрические свечи»

На каких условиях будут заключены договоренности между РПЦ и музеем, «Известиям» рассказал глава Музея имени Рублева Михаил Миндлин. 

— Михаил Борисович, о чем идет речь? 

— Вскоре после моего вступления в должность директора Музея имени Рублева я узнал о том, что в середине июля мы должны освободить и передать РПЦ церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, включая всё внутреннее убранство, предметы декоративно-прикладного искусства и иконостас. 

— Возникнут ли проблемы у объекта после передачи его РПЦ?

— Здание находится в неудовлетворительном состоянии. Необходимо обеспечить температурно-влажностный режим. В случае проведения церковных служб неизбежны температурно-влажностные колебания и, естественно, возникает проблема сохранности здания, что не может нас не беспокоить.

— Каков выход? 

— В идеале было бы правильным создать необходимые условия, демонтировать всё внутреннее убранство, провести реставрацию всех элементов и интерьеров церкви, а уже после реставрации и установки необходимого оборудования — передать объект РПЦ. Мы собирали ученый совет, который посоветовал Минкульту ходатайствовать перед Росимуществом с просьбой приостановить процедуру передачи здания Церкви. Но в пятницу получили ответ. Росимущество не видит правовых причин для приостановления процедуры, и Минкульт просит нас освободить здание незамедлительно. 

— Почему вы не занялись проблемой реставрации храма раньше?

— Тот же вопрос задавало нам Росимущество. Всё дело в том, что Музей имени Рублева принадлежал городу и еще в советское время юридические документы на него не были оформлены. Здания не было ни на балансе, ни в оперативном управлении. Потом музей перевели в федеральную собственность, но по отношению к храму ничего не изменилось. По существующему законодательству, если здание никому не принадлежит, Церковь обращается с просьбой о передаче и государство обязуется сделать это в течение двух лет. Этот срок прошел. Почему за два года не были приняты меры, я не могу сказать. Я вступил в должность лишь несколько месяцев назад.  

— Можно ли сейчас полюбовно решить ситуацию?

— Есть два пути. Либо всё демонтировать и вывезти из церкви — но для этого нужны бригада реставраторов, деньги и помещения для хранения, которых нет. Поэтому мы склонились ко второму варианту, по которому Церковь обязуется выполнить ряд условий по сохранению и использованию предметов музейного фонда. Вчера прошел расширенный реставрационный совет с участием Третьяковки, Государственного исторического музея, Русского музея. На основе рекомендаций совета мы в срочном порядке формируем положения договора для передачи здания РПЦ, если РПЦ согласится принять условия договора. 

— В чем состоят эти условия? 

— Минимизировать использование открытого огня, обеспечить температурно-влажностный режим, ограничить проведение служб. Условий много. 

— Как можно минимизировать использование открытого огня в церкви? 

— Мы просим церковь использовать электрические свечи. Прецеденты уже существуют. Кроме того, наши эксперты настаивают на том, чтобы в храме не использовались свечи производства Софрино, потому что они коптят. 

— Что произойдет с сотрудниками музея после передачи церкви РПЦ?

— В настоящий момент в храме работают пятеро сотрудников, скорее всего, произойдет реорганизация. Не могу сказать, что все будут уволены. Всё зависит от условий договора. Мы рассчитываем на то, что в свободное от служб время будут проводиться экскурсии, как во всем цивилизованном мире. В настоящее время экскурсии в храме проводятся по предварительным запросам.  

Справка «Известий»

Церковь Покрова Богородицы в Филях была построена в XVII веке, в ней два храма — верхний и нижний. Здание архитектурно относится к распространенному в конце XVII века типу ярусных центрических церквей — нарышкинскому барокко. В 1941 году церковь закрыли. С 1971 года в храме располагается филиал Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Община верующих с 1991 года предпринимает попытки открыть храм для богослужения. В 2000 году решением правительства в нижнем храме было разрешено проводить богослужения. Теперь же всё здание целиком — и верхний, и нижний храмы — будет передано РПЦ. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева был открыт в 1960 году, он расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В музее хранятся произведения русского религиозного искусства допетровский эпохи, в том числе иконы Андрея Рублева и Дионисия, а также ярославская икона «Спас из Гавшинки» (XII–XIII век).

Комментарии
Прямой эфир