Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Евгений Князев: «Трагедия — когда человек сравнивает себя с Богом»

Народный артист России — об античной драматургии, лечебной роли театра и греко-русской общности
0
Евгений Князев: «Трагедия —  когда человек сравнивает себя с Богом»
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Артисты Театра имени Вахтангова вернулись из Греции, где в античном амфитеатре Эпидавра сыграли премьеру «Царя Эдипа». Увидев площадку, режиссер спектакля Римас Туминас произнес: «От провала нас спасет только дождь». Однако в Эпидавре стояла отменная жара и «спасали» себя сами вахтанговцы. Своими впечатлениями с корреспондентом «Известий» поделился исполнитель роли пророка Тиресия Евгений Князев.

— Фраза Туминаса уже облетела интернет. Он так переживал за спектакль?

— Конечно. Очень переживал, состоится ли все это. Когда мы приехали в Эпидавр, разговорились с греческими артистами хора, а это серьезные актеры. Они проходили кастинг, записалось свыше 150 человек, выбрали всего 11. Кто-то из них уже выступал здесь, играл серьезные роли. И они нам сказали, что Эпидавр принимает не каждую труппу. К тому же некоторые языки не очень подходят под ритм, что диктует амфитеатр: звук не успевает долететь до верхних ступеней и вернуться.

Кроме того, греки очень трепетно относятся к сохранению родной культуры и драматургии. Считают ее своей собственностью, хотя она давно уже стала мировым достоянием. Не любят, когда издеваются над их классиками, особенно над трагедиями. Бывали труппы, которые здесь проваливались, — публика толпами уходила со спектакля. Волнение было очень серьёзное и у нас. Выйти и играть на русском языке…. Воспримут ли?

Но оказалось, что русский созвучен с греческим. Даже звуки такие же. Есть, естественно, отличия, но они незначительны. Повлияло и то, что мы с греками одной веры — это чувствовалось, когда общались с людьми.

— Вы раньше видели амфитеатр в Эпидавре?

— Нет, и у меня, как, наверное, и всех артистов нашего театра был шок. До этого бывал в римских амфитеатрах, но они производили впечатления нормального летнего зала. А когда посмотрел на это сооружение — сотни уходящих ввысь ступеней, — было ощущение, что играть здесь нельзя. Но походив вокруг, понял, что все-таки можно. Находясь там, понимаешь, что театр в античную эпоху был чем-то вроде терапии.

— То есть?

— Греция — родина театра, и здесь по-другому начинаешь относиться к его смыслу. Мы часто говорим о том, что же есть театр. Что он несет в себе? Для каких целей служит? Только ли для развития души, ума и сердца? И забываем одну из главных его составляющих — лечебную сущность, а она, вероятно, есть. И в драматургии, и в месте, где она играется. Там, я бы сказал, особенная атмосфера.

— Дело, вероятно, в географическом положении?

— И в нем тоже. Амфитеатр в Эпидавре располагается километрах в 15 от моря, недалеко от храма Асклепион, посвященного богу медицины Асклепию. Он отлично сохранился (даже не верится, что ему 25 веков), вмещает 14 тыс. человек. Нужно было всю Грецию собрать, чтобы заполнить его. Люди приходили сюда медитировать, ощущали значение этого места, его микроклимат. Там все стабильно — жара под 35 градусов, камни раскаляются, и такое ощущение, что до середины ночи хранят дневное тепло.

— Эпидавр — туристическое место. Каждый день его посещает множество людей. Когда же вы репетировали?

— Днем это было невозможно. Начинали репетиции после закрытия культового учреждения. Работали с восьми вечера и до трех ночи. Днем кто-то отсыпался. А такие, как я, рано утром шли к морю.

— Слышал, что Римас Туминас наставлял вас на репетициях: «Пробивайтесь к Богу. Играйте для него. Старайтесь, чтобы он вас услышал…». Удалось?

— Это его принцип работы. Имеется в виду: не играйте мелко, для самих себя. Играйте для людей и про людей. Он так относится к театру. С одной стороны — просто. И в то же время очень серьезно.

— Греки несколько раз аплодировали во время спектакля. В том числе и вашему Тиресию. А у них это не принято.

— Мало того, это были первые аплодисменты во время спектакля. Когда я вышел за сцену, греческие артисты сказали: «Успех!» Я удивился. Мы же только начали… И тут раздались аплодисменты. Когда аплодирует 10 тыс. человек, то ощущение просто невероятное.

— Кстати, на спектакль «Царь Эдип» приезжал президент Греции Прокопис Павлопулос. Он поделился своим впечатлением?

— Нам сказали, что на спектакле должен быть президент. Думали, что приедет охрана, будет следить за всем, но ничего подобного не увидели. Решили, что он не приехал. Закончили, прошли в гримерную, стали снимать одежду и вдруг нам говорят: к вам идет президент. Мы с Витей (Виктор Добронравов — исполнитель роли Царя Эдипа. — «Известия») едва успели штаны натянуть.

Президент поднялся на второй этаж в гримерные, сказал очень хорошие слова. Благодарил за то, что серьезно отнеслись к драматургии, подарили незабываемый вечер. Сказал, что обязательно напишет президенту Владимиру Путину, на каком хорошем спектакле он побывал. Людмилу Максакову назвал великой трагической актрисой. Витю — очень эмоциональным актером. Обычно такой материал играется эпически, а Витя сделал своего Эдипа обычным человеком, со слабостями. Трагедия же происходит, когда человек пытается сравнить себя с Богом.

— А о вашей работе Павлопулос отзывался?

— Сказал, что посоветует греческим режиссерам звать на роль Тиресея русского артиста. Но это, конечно же, милая шутка.

— У москвичей есть надежда увидеть этот спектакль?

— Да. Но до того мы сыграем его в Афинах. Прямо перед храмом Парфенона, в древнем римском театре Ирода, который находится у подножья Акрополя. А в середине ноября — на сцене театра имени Вахтангова. Это будет совершенно другой спектакль, придется его переделывать и адаптировать под нашу сцену. Но зато приедет греческий хор. И если все сложится удачно, в дальнейшем «Царя Эдипа», возможно, будем ставить блоками и приглашать греческих артистов.

Справка «Известий»

После окончания в 1982 году Театрального училища имени Щукина (курс Л. В. Ставской) Евгений Князев поступил в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. В настоящее время играет в спектаклях «Анна Каренина», «Маскарад», «Посвящение Еве», «Пристань» и других. Снимается в кино и на телевидении. С 2003 года — ректор Театрального института имени Щукина. Лауреат Госпремии РФ.

Комментарии
Прямой эфир