Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Раздолжнители» пришли к банкирам

Мошенники переключили свое внимание на финансово подкованных россиян
0
«Раздолжнители» пришли к банкирам
Фото: ТАСС/Алексей Зотов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Раздолжнители» начали атаку на банкиров. Мошенники требуют погашения несуществующих долгов по кредитам банка «Русский стандарт» у сотрудников других кредитных организаций. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, провокации мошенников направлены на выуживание персональных данных. 

Злоумышленники отправляют письма на рабочие ящики персонала крупных банков следующего содержания: «Уважаемый должник! Меня зовут Толкачев Иван Павлович. Я представитель интернет-банкинга «Русский стандарт онлайн кредит». На Ваши паспортные данные был оформлен потребительский кредит через наш онлайн-сервис на сумму 360991 рубль. На данный момент задолженность не погашена! На 2 августа 2016 года ваш долг составляет 385 660 рублей с учетом пени 0,5% в день. В связи с этим на ваше имя был составлен судебный иск! Ознакомьтесь, пожалуйста, с документами...» К сообщению прикреплены два файла — копия договора и копия иска.

О получении «писем счастья» на рабочую почту «Известиям» рассказали несколько действующих сотрудников разных банков. Эта мошенническая схема — видоизмененный вариант «классической» схемы атак «раздолжнителей» на клиентов банков.

«Раздолжнители» предлагают свои «услуги» в интернете. Впервые Центробанк обратил внимание на эту категорию мошенников в 2014 году. Цель «раздолжнителей» — получить средства населения за решение проблем с погашением долгов по кредитам. Злоумышленники предлагают вложиться в свою компанию, чтобы не отдавать долги банкам. Наиболее известный пример «раздолжнителей» — компания «Древпром» (признана банкротом в мае 2015 года). Она предлагала погашение банковских кредитов за комиссию в 20–30% от суммы займа. 

Но если ранее «раздолжнители» делали ставку на клиентов банков, главным образом пенсионеров (надеясь на низкий уровень финансовой грамотности), теперь в сфере их интереса оказались банкиры с действующими кредитами.

Управляющий организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк уверен, что такого рода «грубые разводки» в большинстве случаев рассчитаны на последующее общение с «должником». 

— Понятно, что никто не будет выплачивать долг в 300 тыс. рублей, который он не брал, — отметил глава «Финпотребсоюза». — Но в процессе «прояснения» ситуации и клиент, и работник банка могут неожиданно согласиться с автором писем и предложить: «Да, вы, возможно, правы, мы разберемся с этим долгом, но, чтобы он автоматом не ушел к коллекторам, не могли бы вы внести очередной платеж в 10 тыс., а как только мы проверим всю информацию, то обязательно его вернем».

Виктор Майданюк уверен, что сегодня подобные «письма счастья» направлены и на то, чтобы выудить у сотрудников банков персональную информацию.

— Ошарашенный неожиданными претензиями гражданин может попытаться в общении с мошенником снять все подозрения на свой счет, предоставив дополнительную информацию, — отметил глава «Финпотребсоюза».

В «Русском стандарте» «Известиям» заявили, что название их банка мошенники используют, поскольку это один из крупнейших розничных банков с хорошо узнаваемым брендом.

— По характеру письма обычно сразу можно догадаться, что оно отправлено не банком. Во-первых, банк отправляет письма клиентам только с официальных почтовых ящиков c доменом @rsb.ru. Во-вторых, банк «Русский стандарт» не предоставляет услуг по оформлению кредитов через сервис «интернет-банк», — отметили в пресс-службе. 

По словам представителей «Русского стандарта», в банке прилагают усилия для борьбы с мошенниками.

— Если в call-центр банка поступает звонок от получателя такого письма, мы оперативно во взаимодействии с правоохранительными органами начинаем работу по поиску и привлечению злоумышленников к ответственности, — пояснили в пресс-службе «Русского стандарта».

По словам адвоката специализированной московской коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олега Никуленко, правоохранительным органам с подобного рода мошенничеством бороться невозможно. Эксперт предлагает не обращать внимания на подобные послания.

Но эксперты указывают и на другой нюанс — степень открытости данных о российских заемщиках.

По словам руководителя юридического департамента Ланта-банка Дмитрия Шевченко, данные о кредитах могут быть доступны из разных источников — например, от микрофинансовых организаций, других банков или организаций, имеющих доступ к бюро кредитных историй. Олег Никуленко уверяет, что получить информацию предельно просто.

— Данные о кредитах — не история болезни, поэтому скрывать ее или стесняться не имеет смысла, — считает Дмитрий Шевченко.

Официальные представители ЦБ сообщили «Известиям», что по последним актуальным данным в первом полугодии 2016 года поступило 2112 жалоб «в отношении субъектов рынка микрофинансирования по вопросу совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору микрозайма и по вопросу цессии долга (вопросы по коллекторским агентствам. — «Известия») — 336 жалоб».

По словам представителей пресс-службы регулятора, жалобы направлялись заемщиками в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, ее территориальные подразделения, а также территориальные учреждения Банка России. В пресс-службе ЦБ также отметили, что по «классическим раздолжнителям» с июня 2015 года по июнь 2016-го в ГУ Банка России по ЦФО поступило несколько жалоб от граждан. 

Виктор Майданюк сетует, что в стране «очень остро стоит проблема с хранением персональной информации».

— Закон «О персональных данных», постановления правительства четко регламентируют, как должны собираться, храниться и использоваться переданные гражданами личные сведения, — подчеркнул Виктор Майданюк. — Причем нормативные требования относятся как к информации о посетителях, клиентах, так и о работниках компаний.

По словам главы «Финпотребсоюза», наблюдаются массовые нарушения, которые определяются почти нулевой ответственностью за нарушения законодательства.

— Санкции по статье 13.11 КоАП («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей, — отметил Виктор Майданюк.

Собеседник советует ни в коем случае не передавать никакой информации до точного установления источника долга, а если это мошенник — сразу удалять «письмо счастья».

— Как и в других случаях дистанционного мошенничества, здесь затруднительно установить исполнителей и организаторов, пресечь их деятельность, — сокрушается эксперт.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко предостерегает: не стоит передавать свои персональные данные в ответ на подозрительные запросы и тем более не следует перечислять деньги в погашение спорных долгов.

— Всю информацию нужно уточнять путем самостоятельных обращений в отделения банков, — считает Антон Бабенко.

В Генпрокуратуре и Роспотребнадзоре не ответили на запрос.

Читайте также: 

Малые компании обогнали крупные по темпам роста добычи нефти 

Московские склады начали пустовать 

Комментарии
Прямой эфир