Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Табло аэропортов предлагают вывести в интернет

«Яндекс» считает необходимым создание реестра остановок и единого формата данных о транспорте и продаже онлайн-билетов
0
Табло аэропортов предлагают вывести в интернет
Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Яндекс» предлагает создать общероссийский реестр остановок, единый формат обязательных для опубликования данных от всех перевозчиков, обязать аэропорты выводить на своих сайтах онлайн-табло, а также принять единый стандарт продажи онлайн-билетов на автобусы. Эта инициатива обсуждается в рамках создания «дорожной карты» рабочей группой «Интернет+Город», сформированной при правительстве РФ. Эту информацию «Известиям» подтвердили в пресс-службе компании «Яндекс».

— «Яндекс» давно поддерживает идею максимальной открытости данных государственных структур. На основе этих данных мы можем создавать полезные сервисы для пользователей, которые значительно упрощают жизнь людей. Уже сейчас мы развиваем на основе открытых данных несколько популярных сервисов. В агрегированном виде подобную информацию часто могут предоставить только городские власти, — заявили в пресс-службе «Яндекса».

Инициатива содержит в себе несколько направлений, связанных с публикацией открытых данных о транспорте и принятием единых стандартов. В реестр остановочных пунктов предлагается внести название остановки, ее координаты и идентификатор. По словам представителей компании, это позволит любым геоинформационным сервисам учитывать пересадки между разными видами транспорта при построении маршрута или, например, продавать онлайн-билеты на поездки с учетом пересадок. В первую очередь просят учесть расписания пригородного и междугороднего транспорта. Кроме того, «Яндекс» просит принять единый стандарт и протокол продажи онлайн-билетов на межрегиональные и межмуниципальные автобусные маршруты, чтобы пассажиры могли приобретать любой электронный билет в любом месте России.

Предлагается также принять единый формат публикации данных всеми пассажирскими перевозчиками, в первую очередь автомобильным (автобусы, маршрутное такси) и водным транспортом, поскольку железнодорожный и авиатранспорт уже это делают. Перевозчикам предлагают сообщать о наличии промежуточных остановок, времени в пути между промежуточными остановками, времени прибытия на конечную остановку. Причем информация должна быть доступна любым пользователям — как для планирования поездок, так и для создания интернет-сервисов и мобильных приложений. Все требования к данным пока не определены. Предполагается, что Минтранс выступит ответственным и сформулирует предложение по формату совместно с экспертным сообществом.  

Основатель агентства Arb.Digital Владислав Арбатов считает инициативу по созданию единого формата данных и публикации их в открытом виде правильной и необходимой, однако сомневается, справятся ли с этой задачей транспортные компании.

— Насколько информация от компаний будет достоверна, действительно ли можно будет на нее ориентироваться, правда ли, например, автобусы ходят так, как написано? — рассуждает Владислав Арбатов. — Для точности весь транспорт должен быть оборудован системой ГЛОНАСС. Но за чей счет будут устанавливаться устройства, будут ли средства выделяться из бюджета? В теории это необходимо, для сторонних разработчиков открывается широкий простор по созданию приложений и сервисов. Например, можно сделать приложение, в котором указываешь «мне нужно быть в таком-то месте в 3 часа дня», а оно подробно, с учетом пробок, пересадок и точных данных транспорта рассчитывает, во сколько тебе нужно выйти из дома. 

«Яндекс» также просит принять единый формат информации об онлайн-табло в аэропортах, а сами аэропорты обязать публиковать информацию о рейсах, задержках и отменах на своих сайтах.

В Министерстве транспорта не смогли оперативно прокомментировать предлагаемые нововведения.

Директор НП «Информационная культура» Иван Бегтин считает, что инициатива «Яндекса» обязать муниципалитеты и компании выдавать информацию о транспорте неверна по сути.

— «Яндекс» — это одна из крупнейших интернет-компаний России, но они не запустили ни одной грантовой программы, не поддержали никаких проектов, — говорит Бегтин. — Вот у Google, например, есть масштабные проекты по раскрытию данных, по поддержке некоммерческих организаций, независимых разработчиков, которые работают с открытыми исходными данными, а «Яндекс» — простой потребитель-лоббист. Google много лет разрабатывал стандарт GTFS, который используется для раскрытия информации о маршрутах транспорта, остановках, он используется в основном в США, но и в других странах мира тоже. Им транспортные агентства пользуются добровольно, поскольку Google продвигал его, устраивал конференции, общался с компаниями. Компаниям объяснили ценность доступности такой информации в интернете. А «Яндекс» заявляет, что не умеет общаться и договариваться с людьми, не умеет быть лидером и разрабатывать стандарт и просит Минтранс заставить компании и муниципалитеты делать это за него, еще и за счет федерального бюджета.

Комментарии
Прямой эфир