Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Причастность к чужой беде

На фестивале «Точка доступа» театральными подмостками стали храм и вокзал
0
Причастность к чужой беде
Фото: пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В театральное межсезонье в Петербурге во второй раз проходит фестиваль «Точка доступа», цель которого — выведение сценического искусства за пределы подмостков. В этом году «Точка доступа» обросла проектами, заведомо не относящимися к театру: от вписанных в городской ландшафт инсталляций до кинопоказов под открытым небом. Очевидно и географическое смещение: если ранее основным местом действия были спальные районы, то сейчас «доступные точки» появились в центре Северной столицы.

Театральную программу форума составили и уже известные спектакли, и те, что играются под грифом «собственная постановка фестиваля». К последним относятся «Сталкеры» по текстам Максима Курочкина и Алексея Слюсарчука, задуманные как диалог с фильмом Тарковского, и «Разговоры беженцев» по малоизвестной у нас пьесе Брехта, впервые поставленной в России.

Обе работы, как часто бывает с «театром вне сцены», отличает намеренное отсутствие режиссерского «присутствия». Режиссеры задают условия игры, намечают действие, но его смысл во многом зависит от «здесь и сейчас». И, конечно, от пространства.

Причастность к чужой беде

В «Сталкерах» драматургам предложено вообразить, о чем беседуют персонажи Тарковского, находясь на пороге комнаты исполнения желаний. Роли исполняют Женя Анисимов (Сталкер), Александр Машанов (Писатель) и Борис Павлович (Профессор). Зрители сидят в катакомбах лютеранской Петеркирхе на дне чаши бывшего бассейна, под который храм перестраивался в 1950-е. Это пространство — сакральное и в то же время заброшенное — служит аналогом Зоны. А пение, доносящееся из верхних, использующихся по назначению приделов храма, неожиданно монтируется с разговорами героев. Отдельный респект актеру Анисимову, сыгравшему тихое, непоказное юродство Сталкера по-современному нервно и трагично.

Причастность к чужой беде

В «Разговорах беженцев», поставленных в жанре «бродилки» (худрук — Константин Учитель, режиссер — Владимир Кузнецов), герои беседуют на вокзале в Хельсинки, так что выбор Финляндского вокзала в качестве «сцены» весьма логичен. Зрители получают наушники, в которых звучат «Разговоры» в исполнении замечательных актеров — Максима Фомина из «Мастерской» Григория Козлова и ленсоветовца Сергея Волкова.

Брехтовские реплики вне подмостков обрели бы неизбежную смысловую подачу. Здесь же они произносятся как бы между прочим. Бессловесный гид водит зрителей по общественным зонам вокзала — от зала ожидания до буфета, и невольное взаимодействие обычных посетителей с участниками спектакля-путешествия становится его составляющей.

Причастность к чужой беде

Самым сложным и интересным проектом первой половины фестиваля оказались «Неприкасаемые», сыгранные во дворе Феодоровского собора. Спектакль о бездомных режиссера-документалиста Михаила Патласова буквально не имеет крыши над головой — всякий раз проект-кочевник исполняется на новой площадке. У каждого из актеров свой визави — человек без особого места жительства. В большинстве случаев на сцену выходят и артист, и его подопечный.

Среди бездомных есть совсем молодые и убеленные сединами; взывающие к состраданию и гордо именующие себя изгнанниками; принявшие самостоятельное решение уйти из дома и ставшие жертвой черных риелторов. Могут прозвучать и имена замешанных в преступных делах — таким образом спектакль выполняет и функцию СМИ.

Актриса Ольга Белинская, выйдя в паре с 25-летним Яшей Яблочником, произносит от его лица рассказ о «400 ударах», которые он пережил в детдоме. Насилие, принудительные съемки в детском порно, потеря жилья: судьба Яши предстает как цепь роковых событий, достойных пера Достоевского. И в то же время доказывает, что человек может изменить свою жизнь, когда ему стремятся помочь. Молодому человеку пытаются возвратить жилье, с ним работает адвокат, а сам процесс — под контролем депутата и актрисы Анастасии Мельниковой.

— На одной встрече Яша передал мне записку и попросил позвонить. Так я узнала о его жизни, — рассказала «Известиям» Анастасия Мельникова. — «Неприкасаемые» — необходимый проект, привлекающий внимание к социальным проблемам и позволяющий чувствовать себя сопричастным чужой беде.

Во второй части фестиваля зрителей ждут новые жанры, форматы и пространства. 4 августа в рамках игровой экскурсии по городу Семен Александровский предложит «услышать» Амстердам, Париж и Венецию. Через два дня в одном из салонов сотовой связи режиссер Александр Савчук сыграет моноспектакль «Гамлет. Гаджет». А завершится «Точка доступа» 7 августа на Свердловской набережной действом «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» в постановке Максима Диденко.

Комментарии
Прямой эфир