Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Поезд столкнулся с грузовиком в Ленинградской области
Мир
Минимум 10 человек погибли при обрушении шахты на востоке ДР Конго
Общество
В большинстве населенных пунктов Киржачского района восстановлено газоснабжение
Новости компаний
Структура под управлением РСХБ приобрела 50% бизнеса «Авито»
Политика
В Госдуме рассказали о возможном восстановлении ряда договоров с США
Мир
Додик предложил решить кризис в БиГ выдачей Шмидта сербской стороне
Мир
Трамп назвал Гарвард угрозой демократии
Мир
Лидер хуситов заявил о 16 атаках за неделю на Израиль и корабли США
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве полицейского в Ленинградской области
Мир
Сейсмолог предрек новые подземные толчки в Турции после землетрясения
Происшествия
Возбуждено уголовное дело по факту пропажи семилетнего мальчика в Москве
Мир
Россия и Вьетнам обсудили возможность поставок российского СПГ
Общество
«Автопробег Победы» прошел на Поклонной горе в Москве
Общество
В ЛНР задержали экс-боевика украинского батальона «Айдар»
Мир
Великобритания запретила поставку игровых контроллеров в Россию
Общество
В Москве арестовали совершившего 25 лет назад убийство мужчину
Мир
Захарова предложила Западу расплатиться со странами Африки

«Башнефть» не для всех

Экономист Рустам Танкаев — о том, чем объясняется избирательный подход правительства к кандидатам на покупку актива
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всю прошедшую неделю правительственные чиновники наперебой пытались закрепить в массовом сознании представление о том, что «Роснефть» как компания государственная не имеет права участвовать в приватизационном тендере на покупку госпакета акций «Башнефти».

Однако возникает множество очевидных для большинства наблюдателей вопросов: почему ополчились они именно на «Роснефть», которая, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, формально даже госкомпанией не является? Почему никого не смущало, что в июле Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который на 100% принадлежит государству, приобрел вместе с соинвесторами половину выставленного на продажу госпакета «Алросы»?

Или первая сделка «большой приватизации» проходила по каким-то другим правилам? Может быть, теперь, исходя из логики правительственных чиновников, следует пересмотреть результаты июльской приватизации? Тем более что РФПИ вообще находится на государственном финансировании в отличие от «Роснефти», которая является публичным акционерным обществом, сама зарабатывает деньги и, к слову сказать, обеспечивает самый высокий в отрасли свободный денежный поток (только в 2015 году компания получила более $12 млрд).

Похоже, речь идет о субъективной дискриминации одной компании. Ведь никто же не говорит о «перекладывании денег из кармана в карман», когда заявку на участие в новом приватизационном раунде вновь подает РФПИ или государственная «Татнефть». А что если, руководствуясь заявлениями представителей финансово-экономического блока, вообще исключить контролируемые государством компании из списка возможных кандидатов на покупку «Башнефти»? Фактически такое решение будет означать зеленый свет «Лукойлу». Не этого ли добиваются некоторые участники разыгрывающейся на наших глазах драмы, которые изначально рассчитывали провести приватизацию башкирской компании в лучших традициях 1990-х?

Напомним, что глава «Лукойла» говорил, что готов приобрести башкирскую компанию лишь по январской цене. А ведь ее акции за последние полгода выросли на 40% (в январе выставленный на продажу пакет «Башнефти» стоил $2,3 млрд, сейчас он стоит $3,5 млрд). Так вот, если исключить из конкурса госкомпании, фактически придется согласиться на условия Алекперова, а значит, бюджет недосчитается $1,2 млрд. Но разве не для пополнения бюджета была задумана «большая приватизация»?

Избирательный подход, свойственный правительственным чиновникам, мягко говоря, вызывает недоумение. «Роснефть» уже не раз заявляла, что пока нет решения совета директоров компании, в котором, надо сказать, большинство кресел принадлежит менеджерам, представляющим интересы государства, она имеет полное право рассматривать сделки, способные повысить ее капитализацию. Такая позиция отражает интересы акционеров «Роснефти», и в первую очередь, конечно, главного акционера. При этом следует отметить, что с юридической точки зрения — и это подтверждают ведущие специалисты в области предпринимательского и корпоративного права — госкомпанией «Роснефть» не является, и ее участие в тендере не противоречит букве закона о приватизации.

Что же касается экономической выгоды, инвестиционные аналитики давно уже называют «Роснефть» оптимальным покупателем «Башнефти», поскольку, как пишут, например, эксперты UBS, «она имеет подтвержденный опыт в создании и монетизации синергий в процессе консолидации ТНК-ВР». «Основываясь на текущей рыночной оценке, мы полагаем, что существует потенциал создания дополнительной стоимости «Роснефтью» в случае покупки «Башнефти», — отмечают они. — Мы оцениваем потенциал роста акций «Башнефти» на уровне 7%. По нашему мнению, у «Роснефти» достаточно денежных средств для покупки 100% «Башнефти» по текущим котировкам. Кроме того, в случае интеграции «Башнефти» прибыль на инвестированный капитал (ROIC) «Роснефти» вырастет с 20 до 21%, а прибыль на акционерный капитал (ROE) вырастет с 19 до 20%. По нашим расчетам, «Роснефть» в данный момент торгуется с премией в 10% к «Башнефти» по мультипликатору «EV/дисконтированный средний денежный поток».

По словам аналитиков БКС, «Роснефть» остается среди ключевых кандидатов на приватизацию «Башнефти», так как оппозиционная позиция вице-премьера Аркадия Дворковича не нашла поддержки среди прочих госструктур — в первую очередь в Росимуществе. С учетом этого мы полагаем, что «Роснефть» остается ключевым кандидатом. Кроме того, «ВТБ Капитал», который выступает государственным агентом по проведению сделки, уже провел анализ заявок потенциальных покупателей. Ожидается, что «ВТБ Капитал» представит в «Росимущество» доклад по заявкам до конца недели. После этого будет сформирован краткий список наиболее вероятных кандидатов». Будем надеяться, что к этому времени правительство откажется от двойных стандартов, выработает четкую позицию и не будет делить кандидатов на «надлежащих» и «ненадлежащих».

Автор — эксперт Союза нефтегазопромышленников России

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности