Безработица в июне снизилась
Росстат зафиксировал в июне снижение безработицы. По данным ведомства, численность занятого населения в июне 2016 года увеличилась по сравнению c маем на 442 тыс. человек, или на 0,6%. А если сравнивать с июнем прошлого года — на 312 тыс. человек, или на 0,4%.
Безработных россиян в июне 2016 года по сравнению с маем стало меньше на 126 тыс. человек, или на 2,9%, но по сравнению с июнем 2015 года их численность увеличилась на 86 тыс. человек, или на 2,1%.
При этом общая численность безработных, рассчитываемая в соответствии с критериями Международной организации труда, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.
В конце июня 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 968 тыс. человек, что на 4,1% меньше по сравнению с маем и на 0,6% — по сравнению с июнем 2015 года.
Российские профсоюзы считают, что снижение числа безработных связано с сезонным фактором, а официальные цифры не отражают реального состояния экономики и рынка труда.
— При оценке уровня безработицы не следует ориентироваться на число официально зарегистрированных безработных. В теневом секторе экономики сегодня заняты 27–30 млн человек, их отношения с работодателем никак не оформлены и увольнения не фиксируются, — сказал «Известиям» президент Конфедерации труда России, глава комиссии по трудовым отношениям президентского совета по правам человека Борис Кравченко.
Кроме того, на официальные цифры оказывает влияние сезонный фактор.
— Есть целый кластер занятости, связанный с летними месяцами, — это, например, производство мороженого, прохладительных напитков, сезонная торговля, сельскохозяйственные работы. Так что зафиксированное Росстатом снижение числа официально зарегистрированных безработных не отражает ситуации в сфере занятости в реальных секторах экономики, — считает Кравченко.
С ним согласен секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
— Лето — вообще не показатель снижения безработицы, летом люди могут не только на сезонную работу устраиваться, они могут уехать на дачу, там работать на садовом участке и не ездить в город, чтобы отмечаться на бирже труда, — сказал он.
Схожее мнение высказывает и профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы Любовь Храпылина.
— Тут возникает и вопрос методик подсчета безработных. Есть методики, которые покажут иные данные. Кроме того, летом многих отправили в неоплачиваемые отпуска, а они продолжают числиться работающими. Сказывается и сезонный фактор, но сезонная работа такова, что человек может всего полдня работать, но всё равно будет числиться занятым. Не стоит трубить в фанфары, дождемся сентября, — резюмировала Храпылина.
При этом эксперты, связанные с рынком труда, настроены более оптимистично.
— Безусловно, рынок адаптируется к новым условиям существования. Пока некоторые компании находятся в стагнации и шоке, другие пользуются ситуацией и начинают активное развитие. Мы наблюдаем укрупнение ключевых игроков отраслей, ужесточение конкуренции. Этим и обуславливается стабилизация рынка труда в целом. Слабые компании прекратили свое существование еще в 2014–2015 годах, а сильные бренды продолжают развиваться, усиливая свою команду, — рассказал «Известиям» руководитель группы подбора кадрового агентства «Юнити» Станислав Злобин.
Аналитик кадрового агентства считает, что впереди будут тяжелые годы кадрового голода, связанные с падением рождаемости в 1990-х.
— Как следствие — уровень безработицы будет и дальше снижаться. Будет ли при этом рост рабочих мест — вопрос открытый, — считает эксперт.
При этом он указывает на возможный рост агросектора. А вот развитие IT-отрасли усиливает и без того перегретый рынок кандидатов, уверен Станислав Злобин.