Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Судьбу «Зенит-Арены» будут решать на этой неделе  

Смольный и строители стадиона не смогли договориться о дальнейшем сотрудничестве, а намеченный на сентябрь матч будет перенесен на неопределенный срок
0
Судьбу «Зенит-Арены» будут решать на этой неделе  
Фото: REUTERS/Grigory Dukor
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Понедельник был последним днем участия в стройке стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Петербурге генерального подрядчика — компании «Инжтрансстрой-СПб». Если не произойдет чуда, это означает, что контракт с организацией расторгнут. И городу необходимо в кратчайшие сроки найти нового генподрядчика. В чем причина конфликта властей Петербурга с «Инжтрансстроем», кто будет достраивать объект и повлияет ли всё это на футбольные матчи, которые должны пройти здесь, разбирались «Известия».

Позицию генподрядчика изложил пресс-секретарь «Инжтрансстрой-СПб» Никита Павлов. Кстати, даже в понедельник вечером в компании не были уверены на 100% в реализации «негативного сценария», то есть в расторжении контракта.

По словам Павлова, если это всё же произойдет, по закону должно пройти 30 дней, в течение которых на стадионе будут заморожены все виды работ. В этот период происходит передача документации городской комиссии, курирующей стройку, фиксируются выполненные и невыполненные работы, чтобы потом можно было понять, «кто кому и сколько должен».

— Как минимум месяц, в течение которого должны быть остановлены работы, выпадает из графика, — рассуждает Павлов. — Соответственно, сдачи стадиона в декабре этого года, как планировалось, уже не будет. В любом случае это будет уже 2017 год. Притом что в июне 2017 года здесь планируются матчи Кубка конфедераций, а в июне 2018-го — чемпионата мира по футболу.

С размером выполненных на стадионе работ также есть сложности. Представитель генподрядчика призвал ориентироваться на официальные цифры, но добавил, что, «согласно им, последние два месяца на стройке ничего не происходило, но это не так».

Вице-губернатор Игорь Албин, курирующий стройку, действительно оценивал готовность объекта как в мае, так и в июле этого года в 85%.

Решение вопросов о том, что было и чего не было сделано, кто кому и сколько должен, судя по всему, может затянуться надолго, прогнозируют в «Инжтрансстрое». Стоимость выполненных, но пока не оплаченных работ в компании оценивают в сумму порядка 1 млрд рублей. При этом городские власти напоминают о 3,6 млрд рублей неосвоенного аванса. Наконец, многое будет зависеть от того, с какими замечаниями город примет те работы, которые всё еще не приняты, и т.д.

Генподрядчик со своей стороны обещает задействовать все юридические возможности, чтобы защитить себя, а значит, не исключено и его обращение в суд.

В целом конфликт представитель «Инжтрансстроя» связывает с «многочисленными претензиями» с обеих сторон. Но если строительная компания была готова договариваться и продолжать стройку, то город на компромисс не пошел.

Источник, знакомый с ситуацией, также рассказал «Известиям», что власти Петербурга были недовольны подрядчиком не столько из-за очередного роста сметы (весной стадиону пришлось «добавить» еще 4,3 млрд рублей), сколько тем, как в принципе организовывалась работа на «Зенит-Арене».

Прежних субподрядчиков курировал прежний же «строительный» вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян. Но около двух лет назад стройку «взял в свои руки» бывший министр регионального развития России, а ныне вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. С ним пришли новые люди, и взгляды на будущее стадиона с генподрядчиком совсем уже разошлись.

Окончательно взаимное терпение лопнуло, вероятно, после того, как город предложил строителям принять на себя жесткую ответственность за срывы сроков сдачи объекта, с серьезными штрафными санкциями. Но «Инжтрансстрой» на это не пошел, жалуясь на то, что проектная документация доходит до подрядчиков с большим опозданием, приходится работать практически с колес и совершенно не хочется платить штрафы не по своей вине. Кроме того, многие претензии со стороны вице-губернатора Албина в компании называют фантазийными.

Сам Албин тоже активно доносит до общественности свою точку зрения. На канале чиновника в Youtube можно посмотреть видео с планерки на «Зенит-Арене», которая прошла в воскресенье. Он прямо обвиняет подрядчиков в проведении некачественных работ либо в непроведении их вовсе. В качестве примера рассказывает об устройстве для водоотведения под названием «рассекатель». Согласно проекту, их должно быть на стадионе 58, но надзорная комиссия обнаружила только два, да и те неработающие.

«Мы, по сути, не работаем, а плаваем на объекте в период осадков, — посетовал вице-губернатор. — Опасность еще и в том, что если на стадионе не работает система водоотведения, то и другие системы могут не работать также.

Или, например, предполагалось вымостить значительную часть стадиона гранитом, по факту же там положили асфальт.

Касаясь судебных перспектив разбирательств с генподрядчиком, Албин отметил: «Хотят — будем разбираться в суде. Меня такая перспектива не пугает. Самое главное, что всё это не в ущерб завершению работ на объекте. Я официально вам объявляю, что никаких переносов сроков ввода объектов в эксплуатацию не будет. Мы до конца текущего года объект должны ввести».

Кстати, Албина поддержали представители сразу нескольких комитетов Смольного. Как сообщается на сайте администрации города в понедельник, за разрыв отношений с «Инжтрансстроем» выступили комитет по охране памятников, комитет по энергетике, комитет по развитию транспортной инфраструктуры, комитет по благоустройству, «Водоканал». В вину генподрядчику вменяется как плохое качество работ, так и отсутствие «эффективного взаимодействия» с соответствующими структурами.

В качестве основных кандидатов на место «Инжтрансстрой-СПб» в местных СМИ называются две компании — местный «Водоканал», который уже активно участвует в прокладке инженерных и водопроводных сетей на «Зенит-Арене» и пришел туда уже при Албине, либо подмосковная «УС-620», имеющая опыт в строительстве столичного метро. Официально список кандидатов не называется и не комментируется.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков в понедельник дал понять, что президент, безусловно, проинформирован о возникших проблемах, но было бы странно, если бы Владимир Путин «включал режим «ручного управления» по стройке одного отдельно взятого стадиона».

По словам министра спорта России Виталия Мутко, вопрос о переносе ближайшего крупного футбольного мероприятия с «Зенит-Арены» — Кубка конфедераций в июне 2017 года — куда-то еще, пока не рассматривался. И единственное, что радует в этой ситуации — по крайней мере, проблем с остальными стадионами, готовящимися принять матчи ЧМ-2018, нет. Слова министра приводит «Р-Спорт».

Многострадальная «Зенит-Арена» начала строиться на месте снесенного Стадиона имени Кирова в Петербурге еще в 2007 году. Первоначальный срок сдачи — 2009 год. Стадион, вмещающий до 68 тыс. человек на спортивных мероприятиях и до 80 тыс. — на развлекательных, назывался уникальным из-за выдвижного поля и других передовых технологий. Но «уникальность» порождала и дороговизну. Первоначальная стоимость — порядка 7 млрд рублей. По последним данным Контрольно-счетной палаты Петербурга, общая сметная стоимость работ сейчас составляет 37,4 млрд рублей. Но эксперты прогнозируют, что она может вырасти до 43,8 млрд.

Первый тестовый матч на новом стадионе планировался уже на этот сентябрь, но, как сообщили в понедельник «Известиям» в петербургском «Управлении заказчика», игру могут перенести на неопределенный срок.

Комментарии
Прямой эфир