Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Обретенный рай

Выставка Себастио Сальгадо демонстрирует образы первозданной природы
0
Обретенный рай
Фото: vk.com/erarta
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Экспозицию «Генезис» бразильского фотографа с мировым именем Себастио Сальгадо принял самый крупный частный музей России «Эрарта». Ранее 245 фотографий посмотрели более 3 млн зрителей в 25 городах мира: от Лондона до Сингапура и от Нью-Йорка до Шанхая. Все снимки повествуют о путешествиях мастера по заповедным местам планеты с 2004 по 2011 год. 

— «Генезис» — это попытка вновь обрести мир в его первозданном облике, — говорит Лелиа Ваник Сальгадо, супруга и соратница фотографа. — Это желание представить, как формировался и развивался мир тысячелетия назад, когда современная жизнь еще не разогналась до невероятных скоростей, отдаляя нас от сущности нашего бытия.

Экспозиция, разместившаяся на трех этажах, поделена по географическим зонам. Один этаж посвящен южным областям планеты — жарким экзотическим островам и Антарктике; другой — Африке и Северу, в том числе российскому; третий — Амазонии и Пантаналу. 

Фотографии расположены таким образом, что зритель от пейзажей переходит к животным и растениям, а затем — к человеку, обитающему на данной территории. Такое впечатление, что фотограф выступает творцом своего мира, заселяющим пространство живыми существами разных видов. Ради удачного момента он плывет по водам и взмывает ввысь на воздушном шаре.

Сальгадо интересует всё эксклюзивное и неповторимое. Кактус — единственное растение в мире, способное жить на свежих потоках лавы. Женщины африканских народов Мурси и Сурма до сих пор носят огромные пластины для губ. Люди племени зо’э — деревянный конус, вправляемый в нижнюю губу и кажущийся бородкой фараона.

В природе Сальгадо видит предвосхищение свершений рук человеческих: глыба льда в Антарктике кажется ледяным дворцом, столбчатая форма мадагаскарского базальта ассоциируется с органными трубами, пещера похожа на собор. 

Изображения животных иначе как портретом не назовешь: Сальгадо всматривается в их облик с мастерством старинного портретиста. Изящная чешуйчатая лапка игуаны серебрится на солнце, словно
женская рука в драгоценностях. А мясистые складки на шее слоновой черепахи как будто «проговаривают» нечто о внутреннем мире рептилии. 

Человек вписан в природу на редкость гармонично. Фотограф дает возможность оценить ловкость мужчин племени Яме и антилопью грациозность эфиопов, чьи гибкие черные тела выразительно оттеняют молочные дали Африки. Туземцы не боятся смотреть прямо в камеру, «работая» на зрителя. И даже словно просвещая нас, демонстрируют уникальные предметы своего быта, будь то головные украшения из перьев или разной формы котеки — своего рода футляры для пениса. 

Пояснительные таблички к фотоработам порой заставляют вспомнить уроки биологии и географии: даны сведения об особенностях конкретной местности, весе и длине данного зверя, размахе крыльев птицы. 

Все фотоработы выполнены в монохроме. Обращаясь к «бытийному» ритму черного и белого, «дня и ночи», Сальгадо магически выявляет образы первозданной природы — рая, который, казалось бы, человечество давно утратило.

На основе экспозиции издан библиофильский альбом с нумерованными экземплярами и подписью автора. Один из них выставлен под стеклом, цена — 350 000 рублей.

Выставка продлится до 23 октября.

Комментарии
Прямой эфир