Российский бизнес просит преференций в госзакупках
«Опора России» попросила первого зампреда правительства Игоря Шувалова простимулировать разработку документов, которые установят приоритет российских производителей при их участии в госзакупках. В России уже принят закон, предполагающий подобные преференции отечественным компаниям. Минэкономразвития выступает против этой идеи — она противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).
«Опора России» отправила письмо первому зампреду правительства Игорю Шувалову за подписью президента организации Александра Калинина. В нем «Опора» пишет, что в стране с 2011 года действует закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ устанавливает правила закупок госкомпаний и госкорпораций и предусматривает право правительства устанавливать приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения по отношению к иностранным.
«Однако до настоящего времени приоритет отечественных товаров не установлен, разработка необходимого проекта нормативного акта в профильных федеральных органах исполнительной власти не ведется», — уточняет «Опора» в письме, имея в виду закупки для госкомпаний и госкорпораций.
Установление же приоритета российской промышленной продукции является важнейшей мерой стимулирования производства согласно закону «О промышленной политике в Российской Федерации», напоминает «Опора».
По мнению организации, отсутствие установленных преференций для отечественных производителей при закупках госкомпаний повышает риски реализации политики импортозамещения. «Опора» просит Игоря Шувалова поручить органам исполнительной власти разработать проект постановления правительства, который предусматривает необходимые приоритеты.
Заместитель исполнительного директора «Опоры» Иван Ефременков приводит в пример медицинскую промышленность, которая на 95% представлена малыми и средними отечественными предприятиями. При этом основной рынок сбыта подобной продукции — бюджетные закупки и закупки госкомпаний. «Но спрос государства на медицинские изделия удовлетворяется за счет импорта. С учетом импортного сырья и комплектующих, используемых российскими производителями, эта доля близка к 95%», — пояснил Иван Ефременков.
В «Опоре» «Известиям» пояснили, что документы о приоритете может разработать Минэкономразвития.
В Минэкономразвитии заметили, что принятие такого нормативного правового акта будет противоречить обязательствам, которые Россия взяла на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Закон №223-ФЗ (о закупках госкомпаний, предусматривает право правительства устанавливать приоритет отечественных товаров, работ и услуг. — «Известия») был принят до вступления России в ВТО, в связи с этим в него была включена норма о поддержке отечественных производителей», — объяснили в ведомстве, уточнив, что «с момента вступления нашей страны в ВТО эта норма не реализуется».
В «Опоре» между тем ссылаются на то, что, например, по закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (о госзакупках) постановления о приоритете российской продукции принимаются. «И ничего страшного», — отметил Иван Ефременко.
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин отметил, что «предоставление такого приоритета — эффективная мера поддержки отечественного промышленного производства, в других странах в таких ситуациях давно именно так и поступают». Он уверен, что разработать соответствующий нормативный акт можно без противоречий нормам ВТО. «В этой связи особое значение приобретает процедура подтверждения происхождения товара», — сказал он.
По его словам, «дальновидный западный бизнес стремится увеличить локализацию своего производства в России, получить статус российского производителя, приобретая, таким образом, равные с отечественным предпринимательством права».
Так, немецкий производитель сельхозтехники Class и правительство России на ПМЭФ-2016 подписали специальный инвестиционный контракт, в рамках которого компания берет на себя обязательства по продолжению локализации своих производств на территории страны, получая статус российского производителя сельхозтехники, продукция которого в перспективе может получить приоритет при закупках госкомпаний, сказали в ТПП.