Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Ведомства не спешат переводить госуслуги в электронный формат

Исследование по заказу Минэкономразвития показывает, что органы исполнительной власти пока не выполнили требование главы правительства
0
Ведомства не спешат переводить госуслуги в электронный формат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские ведомства не спешат переводить свои услуги в электронный формат для удобства их использования гражданами. Об этом свидетельствуют итоги исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС), проведенного по заказу Минэкономразвития. По данным мониторинга, 46% всех услуг органов исполнительной власти, являющихся платными на сегодняшний день, не доступны для оплаты гражданами на Едином портале государственных услуг. Также отмечается, что на 61% страниц услуг в интернете не сказано, как их получить и что для этого необходимо.

В начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства №236, которое устанавливает конкретные требования к формату предоставления услуг в электронной форме: информирование заявителя; запись на прием; формирование запроса; прием и регистрации запроса и иных документов; оплата услуги в электронной форме; уведомление о ходе предоставления услуги. По этим показателям и проводилось исследование.

Всего в мониторинге принимали участие 19 ведомств, отбор которых осуществлялся по услугам, обладающим наибольшим спросом и социальной значимостью для населения. Самая большая проблема, которая объединяет всех участников мониторинга, — невозможность оплаты госуслуг через единый портал.

— Действительно, такая возможность ведомствами не реализована. Это не просто ограничение единого портала, это трудности с организацией взаимодействия трех сторон: ведомств, Федерального казначейства (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) и Минкомсвязи с их порталом госуслуг. Довольно сложная задача идентификации и подтверждения платежей. Мы надеемся, что в этом году результаты по оплате станут другими, — рассказал директор центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. 

Но не у всех ведомств в исследовании стоит ноль в соответствующей графе. Это объясняется тем, что у органов исполнительной власти есть всё-таки услуги, которые не требуют оплаты в принципе. Конечно, оплатить услуги ЖКХ и автомобильные штрафы через единый портал госуслуг можно и сейчас, только это не является государственной услугой.

— Когда у вас есть штраф, то уже идентифицирован получатель и плательщик платежа. Основная трудность с платежами за услуги в том и заключается, что нам нужно связать через какую-то систему идентификации будущего получателя услуги, который заранее оплачивает пошлину, с ведомством, которое должно его получить и увидеть, — добавил эксперт.

Требование об «информировании заявителя», по данным исследования, выполнено только для 30% услуг. Основная причина — отсутствие на страницах услуг сведений о местах получения информации и о правилах предоставления услуги. Так, на страницах 61% услуг заявитель не найдет ни адреса ведомства, ни графика работы, ни телефона или электронной почты (вкладка «Контакты» пустая). Перечень документов, необходимых для получения услуги, а также категории получателей услуг и срок предоставления услуги указаны у 86% услуг.

Кнопка записи на прием в ведомственные органы размещена на страницах лишь 11% услуг. В случае если заявитель решит прийти в ведомство с оригиналами документов, а не подавать запрос в электронной форме, в 89% случаев записаться на прием он не сможет.

— В лучшем случае ведомство предоставляет график работы, но, как правило, возможности записаться на прием нет. А иногда, когда есть возможность записаться, может не быть выбора удобного для заявителя времени. Это не соответствует постановлению, которое требует, чтобы у заявителя была такая возможность, — рассказал Брауде-Золотарев.

Еще одной важной, но не реализованной мерой является уведомление ведомствами о ходе предоставления услуги получателям. В ходе проведения исследования процедура считалась выполненной, если при получении услуги заявителем было получено хотя бы одно из уведомлений: об отправке запроса в ведомство, о принятии запроса, о результате рассмотрения запроса, о записи на прием. По итогам выяснилось, что только по 22% услуг заявитель был проинформирован о том, что его запрос отправлен в ведомство. Лишь по 29% услуг — о том, что запрос ведомством принят. Наиболее важное уведомление о результате рассмотрения запроса поступило только по 36% услуг. Уведомление о записи на прием поступило лишь по 8% услуг.

— Можно сказать, что полной готовности по предоставлению государственных услуг в электронной форме ни одно ведомство пока не продемонстрировало. Есть несколько простых информационных услуг, которые относительно соответствуют требованиям. Мне кажется, это связано с тем, что ведомствам чаще всего не удается смотреть на госуслугу глазами конечного потребителя, понимать и ценить его потребности, — говорит Брауде-Золотарев.

Стоит отметить, что, согласно постановлению правительства, органам государственной власти по всей России необходимо не позднее 1 января 2017 года утвердить планы принятия нормативных актов об установлении порядка предоставления услуг в электронной форме. Уже до 1 июля следующего года органы исполнительной власти должны обеспечить предоставление своих услуг в электронной форме через единый портал. По мнению представителя академии, сроки пока реализуемы, но с трудом.

«Известия» обратились к участникам мониторинга. В Фонде социального страхования РФ, который располагается на первой строчке исследования, рассказали что по результатам мониторинга качества перевода услуг в электронную форму ФСС занял 4-е место из 32 ведомств.

— По результатам второго квартала 2016 года 50,3% государственных услуг фонда были оказаны в электронном виде, что превышает на 5,3% показатель «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в прошлом году.

В Пенсионном фонде России сообщили, что активно работают над переводом услуг в электронный вид. 

— Работы ПФР ведутся в соответствии с графиком, составленным на основе постановления правительства. В целом можем сказать, что Пенсионный фонд уже давно ведет активную работу по расширению электронных сервисов для граждан как в части их информирования, так и в части оказания государственных услуг, большинство из которых делают визит гражданина в ПФР необязательным. По количеству предоставляемых электронных сервисов Пенсионный фонд — один из лидеров среди госорганов и ведомств, — сообщили в пресс-службе Пенсионного фонда.

В Федеральной таможенной службе также рассказали об активной работе по введению госуслуг в электронном виде.

— ФТС России также активно разрабатывает и внедряет сервисно-ориентированные технологии, обеспечивающие персонифицированное информационное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами. В ближайшее время планируется реализация информационного сервиса, предусматривающего возможность получения участником ВЭД сведений о фактическом вывозе товара с таможенной территории ЕАЭС по номеру декларации на товары, выпущенные в российском таможенном органе, — рассказали в пресс-службе таможенников.

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что они предоставляют через единый портал всего две услуги: предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица и рассмотрение заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении арифметических ошибок, допущенных в постановлении судебного пристава.

— В первом квартале 2016 года ФССП России было предоставлено 9 704 879 государственных услуг, из которых 9 689 351, или 99,84%, в электронном виде (в 2015 году 7 031 328). Работа ФССП России по вопросам предоставления государственных услуг организована с апреля 2014 года в соответствии с административными регламентами ФССП России и соответствует целям и задачам, стоящим перед службой судебных приставов, — сообщили в пресс-службе.

Комментарии
Прямой эфир