Действующий президент США Барак Обама официально поддержал Хиллари Клинтон в качестве кандидата на предстоящих президентских выборах в ходе праймериз Демократической партии. После чего ее главный оппонент Дональд Трамп уличил соперницу в использовании административного ресурса.
Ничего удивительного в факте поддержки Клинтон Обамой нет. Оба они представители демократов, долго работали вместе на государственной службе, Клинтон занимала пост госсекретаря в его администрации и т.д. Между тем такого проявления солидарности наблюдатели ожидали ближе к концу избирательной кампании. Оно должно было стать главным козырем в борьбе между двумя основными соперниками — Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. Однако произошло то, что произошло, и глава государства сделал соответствующее заявление уже сейчас — на митинге в Северной Каролине.
Правда, не обошлось и без небольшого скандала. Обама и Клинтон прилетели туда вместе — на президентском самолете. Трамп тут же обвинил соперницу в использовании административного ресурса.
А теперь давайте на мгновение представим, что случилось бы, если в России в ходе избирательной кампании кто-то из кандидатов прилетел бы на встречу с избирателями президентским бортом.
Бдительные правозащитники не преминули бы усомниться в чистоте демократических процедур. Даже на выборах более низкого уровня — губернаторов, мэров — у нас порицается использование административного ресурса, служебного транспорта — машин, вертолетов, самолетов, а также кабинета, телефона и прочего.
Именно так обстоят дела в России на протяжении как минимум последних 10 лет. Чиновники стали крайне осторожными и на время избирательной кампании уходят в отпуск, стараясь держаться подальше от всего «служебного», так как знают, что в любой момент могут стать объектом жесткой критики со стороны журналистов и блогеров-разоблачителей.
А теперь посмотрим на США, которые позиционируют себя на международной арене в качестве эталонной демократии, где действует самая совершенная избирательная система. Мы можем наблюдать грубейшее нарушение писаных и неписаных правил ведения избирательной кампании на самом высоком президентском уровне. Конечно, вряд ли эта ситуация коренным образом отразится на ходе президентской гонки. Вероятно, юристы подсуетятся и оформят липовый договор на аренду самолета за какие-то несчастные две тысячи долларов.
Другое дело, что внезапная поддержка со стороны Обамы, судя по всему, связана с тем, что в штабе Клинтон ощущается некоторая неуверенность. Ресурс в лице действующего президента пришлось задействовать именно сейчас из-за небольшого разрыва между фаворитами гонки. Клинтон опережает Трампа на каких-то 10–15%.
Судя по всему, политтехнологи решили «накачать» рейтинг Клинтон заблаговременно, руководствуясь известным принципом — для начала нужно как можно дальше оторваться от соперника, а потом с безопасного расстояния рассказывать всем, что конкурент не имеет ни малейших шансов на успех. И в таком случае его перспективы действительно могут разрушиться, круг соратников станет сужаться, ресурсы — истощаться, поддержка — уменьшаться, а дистанция между кандидатами — стремительно увеличиваться.
Правда, не очень понятно, сработает ли эта тактика в случае с Клинтон. Политическая элита США до недавнего времени была солидарна во мнении, что итог выборов предрешен, так как на фоне эпатажного Трампа, которого в нашей стране именуют американским Жириновским, любой политик может только набирать очки. Они просчитались только в одном: несмотря на то что к Трампу приклеился образ большой «пугалки», он уверенно выиграл предварительные выборы в Республиканской партии, не допустив внутрипартийного раскола.
Судя по всему, Обаму попросили поддержать Клинтон, чтобы компенсировать этот просчет. Обаму поддерживает половина страны, вторая — ругает и считает худшим президентом за всю историю Соединенных Штатов. И тем не менее популярность Обамы несколько выше, чем у Клинтон. А потому есть надежда поднять ее рейтинг таким не вполне демократическим способом.
Если это сработает, перспективы Трампа сильно потускнеют.
Одно дело, когда эксцентричный миллиардер мог позволить себе эпатировать публику и СМИ в преддверии предварительных выборов, и совсем другое — когда он стал реальным кандидатом на пост президента и должен вести себя более солидно.
Если рейтинг Клинтон на самом деле начнет стремительно расти, Трампу придется озаботиться поисками кандидата на должность вице-президента. Если по какой-то причине президент не сможет исполнять обязанности, его полномочия переходят к вице-президенту.
У Клинтон есть одно неоспоримое преимущество: она женщина, а потому есть вероятность, что за нее проголосует женская часть электората. На этом может сыграть и Трамп, если пригласит на пост женщину, которая окажется его прямой противоположностью и своим консервативным имиджем поможет компенсировать его эпатажные выходки.
Впрочем, преимущество находится на стороне Клинтон, так как административный ресурс в любом случае работает на нее. Лишнее тому подтверждение — рекомендация Белого дома не возбуждать уголовное преследование за громкий скандал по поводу переписки по электронной почте. ФБР проверило 30 тыс. писем Клинтон, которые она отправляла с незащищенных серверов. Больше трети этих сообщений содержало конфиденциальную информацию. Правда, в администрации США пришли к выводу, что злого умысла в ее действиях не было, и дело о государственной измене решили не возбуждать. Хотя это противоречит всем степеням секретности и нарушает закон. Опять сработал административный ресурс.
Так что закон законом, демократические нормы демократическими нормами, но избирательная кампания в США развивается по собственным внутренним правилам. Поэтому не все еще решено и нас ждет впереди много интересных страниц избирательной борьбы.
Автор — профессор НИУ ВШЭ