Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Искусство с неограниченными возможностями

Инклюзивная выставка «Единомышленники» предлагает диалог и взаимообмен
0
Искусство с неограниченными возможностями
Фото предоставлено пресс-службой музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проекты, так или иначе связанные с людьми с особенностями, обычно ориентированы либо на них самих, либо на побуждение остальных людей к благотворительным действиям. Музей «Гараж» предложил новый подход: не отделение и обособление, а диалог и взаимообмен. Универсальным языком, адекватным диалогу, стало современное искусство.

Кураторы «Гаража» пригласили четырех своих посетителей с разными формами инвалидности принять участие в выборе и комментировании арт-объектов, которые в итоге составили экспозицию под названием «Единомышленники».

Идею, вложенную в это слово, пояснила куратор выставки, координатор инклюзивных проектов «Гаража» Мария Сарычева:

— Название выставки отражает нашу главную позицию. Мы не приводим точки зрения к общему знаменателю. Единомышленниками мы становимся в процессе создания одного общего проекта. Мы объединяем людей через этот процесс, предоставляя слово каждому из участников. И мы сразу договорились о том, что этот проект не должен быть образовательной программой. Мы взаимодействуем с нашими «единомышленниками», не поучая, а вовлекая их в коммуникацию. 

Искусство с неограниченными возможностями

Экспонаты, взятые из частных московских коллекций, апеллируют к разным органам чувств и формам восприятия, что позволяет прикоснуться к искусству всем вне зависимости от физических особенностей.

Так, например, видеоарт Мелвина Моти «Музей закрыт» может быть в равной степени понятен и незрячим, и неслышащим посетителям. На экране всё время показывается статичный кадр: пустой зал с высокими окнами. А голос за кадром произносит монолог экскурсовода.

В основе мини-фильма — реальные события. Сотрудник Эрмитажа Павел Губчевский был хранителем музея в 1942–1943 годах и в благодарность за помощь с эвакуацией шедевров рассказывал солдатам о произведениях искусства, большинство из которых увидеть было невозможно — остались только пустые рамы.

Описание отсутствующих полотен «рифмуется» с практически отсутствующим видеорядом, а в контексте выставки — еще и с восприятием живописи незрячими, ведь зритель фильма фактически оказывается на их месте. Но и неслышащие любители искусства ничего не потеряют: весь монолог субтитрован.

Тема текста стала одной из сквозных на выставке. Текст трактуется как универсальный язык, который, однако, может встраиваться в визуальные и звуковые образы. На двухметровом полотне «Заклейменная» Дженни Савиль изображена немолодая обнаженная женщина — явная аллюзия на знаменитую работу Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит». Но если приглядеться, то видно, что на поверхность живописного слоя нанесены слова: «маленькая», «декоративная», «хрупкая». Подтекст понятен: это те качества, которые мужчины традиционно ждут от женщин.

Еще одна феминистская работа — вязаное полотно «Сделано в ФРГ». Художница Розмари Трокель пытается снять ярлык «женского рукоделия» с вязания (это ее фирменный прием) и перевести его в разряд арт-практик. Многократно повторенная фраза Made in Western Germany подчеркивает сходство картины с предметом одежды.

Ориентация на текст, вполне логичная в условиях проекта «Единомышленники» (так или иначе текст доступен почти всем людям с особенностями), невольно обнажает общую проблему contemporary art: читать о нем зачастую интереснее, чем смотреть сами работы.

Впрочем, для тех объектов, где визуальный образ является всё-таки главенствующим, на выставке были сделаны силиконовые рельефные дубликаты в миниатюре — осязая их, незрячие посетители могут составить свое представление о произведении.

 Выставка продлится до 9 сентября.

Комментарии
Прямой эфир