Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Восстание британских избирателей

Депутат Госдумы Алексей Пушков — о том, почему британцы проголосовали за выход из Евросоюза
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Результаты голосования в Великобритании — это восстание британских избирателей против установившейся системы и традиционных политиков, которые защищают эту систему. Нечто подобное наблюдается и в США, где масса избирателей к удивлению традиционного истеблишмента голосует за внесистемного и неполиткорректного Дональда Трампа.

Да, Кэмерон сделал все, что мог, чтобы удержать Великобританию в составе Евросоюза. Даже Путиным запугивал, хотя Путин здесь совершенно ни при чем. Но — не помогло. Ничто не помогло убедить большинство жителей Великобритании в том, что членство в ЕС — это благо для страны и ее граждан. Ни личное участие в этой кампании президента США Барака Обамы, который просто угрожал британцам большими неприятностями в случае, если они проголосуют за Brexit. Ни настойчивые уговоры со стороны лидеров Евросоюза. Ни мощнейшая идеологическая кампания против выхода, которую вела значительная часть британских СМИ во главе с флагманом деловых кругов газетой «Файнэншл таймс». И куда только делась претензия этой газеты на солидность и непредвзятость? От нее не осталось и следа. Напротив, в последнее время «Файнэншл таймс» превратилась в боевой листок противников выхода и не стеснялась в каждом номере заниматься откровенной агитацией за то, чтобы Великобритания осталась в Евросоюзе.

Даже в день голосования, когда целый ряд экзит-поллов показал то ли подлинное, то ли сфабрикованное преимущество противников ЕС, казалось, что они могут одержать верх. Но — не одержали. Сторонники выхода победили с заметным преимуществом. И их победа стала политическим поражением и Барака Обамы, и Ангелы Меркель, и Дональда Туска, и всех тех, кто пытался давить на британцев, убеждая их сделать нужный США и Евросоюзу выбор.

Но британцы сделали СВОЙ выбор. И сделали по двум главным причинам. Во-первых, многие жители бывшей великой империи, которая на протяжении двух веков правила миром, никак не могли смириться с тем, что решения по важнейшим для страны вопросам все чаще принимаются не в Лондоне, а в Брюсселе. Именно против этого выступал и один из наиболее ярых сторонников брексита харизматичный Борис Джонсон и большая часть правящей Консервативной партии. Проголосовав за выход, британцы отвергли ограниченный суверенитет, который стал их уделом в рамках Евросоюза.

Во-вторых, Британия не перенесла шока с будущим. А это будущее неизбежно ждало ее уже завтра или послезавтра в виде подлинного цунами беженцев и мигрантов, которые хлынули в Европу из разгромленной Сирии и разбомбленной Ливии и прорывались сквозь полицейские заслоны, стальные заборы и слезоточивый газ к безопасной и сытой жизни в Европе. Перед лицом этого огромного человеческого вала, перед лицом решимости этих людей всеми правдами и неправдами прорваться в Англию, форсировав Ла-Манш, перепуганные британцы осознали, что эти неуправляемые толпы и есть их будущее — будущее, на которое они обречены, если они останутся в составе Евросоюза. Именно на этом построил свою кампанию за выход лидер Партии независимости Великобритании Найджел Фарадж. Его обвиняют в нагнетании страстей и оголтелом популизме. Но уж какой тут популизм, если за последние пять лет на территории страны оказалось на 1,5 млн больше мигрантов из стран ЕС, чем признавало правительство. И еще 370 тыс. на подходе — в лице кандидатов на въезд и на получение социальных пособий из беднейших стран Евросоюза — Болгарии и Румынии.

«Польский водопроводчик Петр» — так собирательно называли большинство из вновь прибывших в Западной Европе, не важно, из Польши они, Словакии или Литвы. Уже и без того перепуганный «водопроводчиком Петром» и вышедшей из-под контроля миграцией британский обыватель совсем не хотел увидеть на территории своей страны еще и сотни тысяч куда более непредсказуемых и непонятных выходцев из далеких ближневосточных стран. А тем временем Брюссель и Берлин настаивали на квотах и распределении бремени беженцев между всеми странами Евросоюза. Но такого будущего британцы для себя не хотели и поэтому в большинстве своем проголосовали против.

Что же теперь? За несколько дней до голосования председатель Европейского совета Дональд Туск заявил: «Референдум о членстве Соединенного Королевства в Евросоюзе может стать началом разрушения не только ЕС, но и всей политической цивилизации Запада».

Тогда казалось, Туск преувеличивает. Сегодня так уже не кажется. Нет, пока речь не идет об эффекте домино. Но лидерам Евросоюза отныне неизбежно придется иметь дело с эффектом шагреневой кожи, когда зона авторитета и влияния Брюсселя будет постепенно, но неуклонно сокращаться. «От этого никуда не деться, — нашла в себе силы это признать Ангела Меркель. — Это удар по Европе и процессу объединения европейских стран». А премьер-министр Франции Мануэль Вальс назвал результаты референдума «электрошоком».

Каковы будут последствия электрошока? Сегодня надежно предсказать это невозможно, но последствия будут. Глава «Национального фронта» во Франции Марин Ле Пен и руководитель Партии свободы Нидерландов Герт Вилдерс объявили, что будут бороться за проведение таких же референдумов в своих странах. «Это печальный день для Европы», — заявил глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. Но виноваты в этом отнюдь не сторонники брексита в Великобритании. А те лидеры Евросоюза, которые не сумели справиться с обрушившимися на Евросоюз проблемами, но при этом настаивали на том, что всегда и во всем правы.

Президент Франции Франсуа Олланд заявил: «Британское решение вынуждает нас откровенно признать неадекватности Евросоюза». Посмотрим теперь, осознают ли и как отреагируют. И от этого действительно будет зависеть как будущее самого Евросоюза, так и всей западной политической цивилизации.

Автор — глава комитета Госдумы по международным делам

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир