Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из интервью главы Рособрнадзора Сергея Кравцова программе «Вести недели» 19 июня с удивлением удалось узнать, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

Помимо того, что это, мягко говоря, противоречит Конституции РФ, речь идет еще и о том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут распрощаться со своими намерениями.

Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут продолжить карьерный рост по простой причине — совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А повышение квалификации персонала, понятно, делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами.

Заочная форма обучения, например, идеально подходит для тех студентов, кто не может посещать дневные или вечерние занятия в силу особенностей профессии и ненормированного рабочего графика, — военнослужащих, профессиональных спортсменов, сотрудников полиции и других специалистов, имеющих разъездной характер работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.

Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на рынке труда и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.

Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз — единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров.

Отметим также, что на программах, реализуемых в заочной форме, обучается большое число студентов с ограниченными физическими возможностями, вынужденных проходить обучение на дому либо находясь в специальных медицинских учреждениях. В перспективе ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.

Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные университеты переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать образование за рубежом. А это будет означать усугубление ситуации с пресловутой «утечкой мозгов».

Предлагаемое Рособрнадзором решение существенно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителям стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.

Вместо того чтобы закрывать заочные направления, целесообразным будет стимулировать российские вузы на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания. Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.

Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом.

Более того, освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.

Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены Ассоциации юристов России, Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Государственной думы по образованию.

Хочется верить, что чиновниками Рособрнадзора двигают благие намерения — повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля за качеством обучения, просто предлагается реализовать комплекс банальных запретительных мер. И это — печально.

Автор — генеральный директор Центра политической информации

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир