Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Наши фильмы для тех, кто хочет знать еще больше»

Директор ЦДК Софья Капкова и директор «Гаража» Антон Белов — о создании кинотеатра на крыше и перспективах документального кино
0
«Наши фильмы для тех, кто хочет знать еще больше»
Фото: Команда +1
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центр документального кино (ЦДК) и Музей современного искусства «Гараж» объединились с просветительской целью. На крыше Музея состоялась демонстрация фильма «Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства» — первой «документалки» из летней программы кинопоказов в рамках сотрудничества двух культурных институций. Директора — Софья Капкова (ЦДК) и Антон Белов («Гараж») — ответили на вопросы корреспондента «Известий».

— Как родилась идея объединения?

А.Б.: В «Гараже» давно существует программа Garage Screen, но раньше показы проходили в небольшом зале, не оборудованном всей необходимой аппаратурой, что ограничивало наши возможности. В какой-то момент у нас появилась Софья Капкова, которая расширила границы понятия «документальное кино о культуре».

С.К.: В твоем голосе чувствуется сарказм.

А.Б.: Никакого сарказма. Для многих стало открытием, что документальное кино может быть интересным. Но поскольку площадка у Софьи маленькая, а у «Гаража» есть желание развивать кино, у нас родилась идея совместного проекта. Софья проявила недюжинный талант и стимулировала наше желание приобрести самое технологичное на сегодняшний день оборудование, гигантский экран и удобные кресла для зрителей.

А.Б.: Регистрация на первый фильм закрылась через 4 минуты после начала. Это говорит об интересе аудитории.  

«Наши фильмы для тех, кто хочет знать еще больше»









— В таком случае вам нужно расширяться.

С.К.: Я уверена, что это эта история будет пользоваться успехом. Мы планировали совместно показать три фильма за три месяца. Первый фильм «Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства» вы уже видели. Второй — «В поисках Вивиан Майер» — о загадочной няне, создавшей более ста тысяч фотографий Нью-Йорка, которые были обнаружены совсем недавно. Третий — «Новый Рейксмузеум» — о десятилетней реставрации одного из самых значительных музеев Нидерландов. Но уже сейчас понятно, что мы будем обсуждать дополнительные показы других фильмов. Мы не продаем билеты, как в ЦДК, зрители приходят в музей «Гараж» по регистрации. Хотя я убеждена, что за искусство нужно платить.

А.Б.: Мы уже решили, что будем продавать билеты на другие сеансы в рамках Garage Screen. Скорее всего, в течение лета мы покажем еще несколько документальных картин об искусстве вместе с ЦДК. Нам бы не хотелось, чтобы такое оборудование и крыша простаивали в течение лета. И мы также планируем проводить показы художественных фильмов.

С.К.: Хочу отметить, что ЦДК не является монополистом — мы не захватили «Гараж», а только настойчиво поддерживали решение создать лучшую в России киноплощадку на крыше музея. Крышу нужно «намолить», приучить к ней аудиторию.

— Чем продиктован выбор фильмов?

А.Б.: Картина про Пегги Гуггенхайм повествует о ее страсти к искусству и художникам. В молодости она написала откровенную книгу, а в конце жизни сожалела об этом. Оставшиеся годы она мечтала, чтобы ее коллекция (более 300 полотен великих мастеров) стала частью мирового наследия, и ей это удалось. Такие философские фильмы — редкость для нашего кино и телевидения, в котором чересчур много развлекательного.

С.К.: А фильм про Вивиан Майер — номинант на премию «Оскар» 2015 года.

— На какую аудиторию они рассчитаны?

С.К.:  Наша аудитория — это образованные, молодые по духу, неравнодушные люди, которые готовы и хотят учиться. Мы предлагаем интеллектуальное развлечение. Люди приходят к нам в свободное время, но просмотр заставляет их бесконечно возвращаться к теме фильма — это может быть урбанистика, современное искусство, фотография. К тому же мы показываем кино на языке оригинала с субтитрами — для многих это возможность посмотреть фильм на английском с хорошим звуком.

А.Б.: В этих фильмах — множество крючков и зацепок для погружения в какой-то материал. На каждом своем уровне воспринимаешь их по-разному.

— А как насчет российских документальных фильмов?

С.К.: В ЦДК мы показываем русское кино, в том числе и об искусстве. В частности, очень хорошо прошел в прокате фильм о Тимуре Новикове «Ноль Объект». Но это скорее исключение, чем правило. К сожалению, у нас по-прежнему отсутствует индустрия документального кино. На создание документальных фильмов не тратятся бюджеты, которые могут позволить снимать на протяжении нескольких лет, в разных странах. У документалистов, как правило, нет финансов, чтобы делать дорогую графику и высококачественный постпродакшн. Однако я уверена, что это вопрос времени, поскольку есть зрительский интерес.

А.Б.: ЦДК рыхлит почву, чтобы родился новый продукт. Впоследствии появятся русские компании и режиссеры, которые будут его производить. Быть может, это произойдет не так быстро, как мы хотим, но это случится.

— Кинопоказы на крыше — сезонная программа. Что планируете делать, когда лето закончится?

А.Б.: У нас есть идея перенести показы в музей. Мы, честно говоря, не ожидали, что реакция будет столь восторженной.

С.К.: В сентябре в ЦДК пройдет фестиваль «Центр». Он объединит фильмы, исследующие новые границы современных мегаполисов, город как социальную систему и место человека в ней. В рамках фестиваля мы представляли программу Art in The City, посвященную фильмам об искусстве, но наша площадка не вмещает всех желающих, поэтому мы обсуждаем возможность задействовать «Гараж».

Мы уже работали на параллельных площадках, например в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге, и всегда выступаем за сотрудничество, поскольку от партнерских историй зритель только выигрывает. Но при выборе площадки, а значит, партнера, нам важно исключать возможность пиратства, дабы не подвести западных правообладателей.

А.Б.: Мы привередливы в своем выборе и точно не будем показывать плохие фильмы. У нас очень тонкий вкус (смеется). В России сейчас нет ограничений, давления капитала и кураторов. Взять ЦДК — на него не давит ни высокая индустрия, ни кинокритики, ни бизнес. Это уникальная среда — повторение 1920-х годов, когда ниши не были заняты. До культуры по большому счету сегодня дела нет ни тем, кто сверху, ни тем, кто снизу, а мы находимся в прослойке, в которой создается нечто уникальное. Я этим процессом просто наслаждаюсь. Потом это будет описываться в учебниках.

Комментарии
Прямой эфир