Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Экспертные оценки играют важную роль в повседневной жизни практически каждого человека. В особенности, когда дело касается области, где в силу определенных причин собственные знания или опыт недостаточны для принятия решения.

Если же речь идет о профессиональных инвесторах, которые распоряжаются значительными объемами финансовых активов, то учет альтернативных, независимых точек зрения становится критически важным. В результате эволюции финансовых рынков и экспоненциального увеличения количества долговых инструментов, одним из ключевых источников независимого мнения относительно уровня кредитного риска долговых инструментов и эмитентов стали рейтинговые агентства.

Мировая история рейтингового бизнеса насчитывает более 100 лет. Российский рынок гораздо более молод, его возраст пока не достиг и 20-летнего рубежа. При этом справедливо будет заметить, что именно в последние годы рейтинговая отрасль переживает самые серьезные изменения за время своего существования. Причины этого различны, но основной является переосмысление их роли на финансовом рынке с учетом уроков мирового финансового кризиса 2008–2009 годов.

В результате ряда законодательных инициатив сначала американский, а затем и европейский финансовые регуляторы сформировали новые, фундаментальные принципы регулирования рейтинговой деятельности. Я не склонна считать, что проблематика рейтингового бизнеса находилась в области ангажированности их оценок. Безусловно, основной лейтмотив критики касался именно этого, но это очень поверхностная точка зрения. С профессионального ракурса мне видится, что изменения стали результатом запроса инвесторов и регуляторов финансового рынка на более прозрачную оценку, с понятными широкому кругу лиц предпосылками и более четкими принципами минимизации конфликта интересов. В стороне от изменений не осталась и Россия.

В июле 2015 года был принят федеральный закон № 222 «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации», который определяет основы регулятивного поля в этой сфере. В соответствии с указанным законом в следующем году произойдет постепенный отказ от использования в регулировании кредитных рейтингов рейтинговых агентств, не включенных в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России (для российских рейтинговых агентств — с середины января 2017 года, для международных — с середины июля 2017 года).

Убеждена, требования к ведению рейтинговой деятельности, сформированные в федеральном законе, заложат основу конкурентной и здоровой отрасли на годы вперед. Надо признать, что регулятивная нагрузка достаточно высока, и это мы в полной мере ощущаем в АКРА.  Однако, на мой взгляд, результатом реформы станет присутствие на рынке рейтинговых агентств, действительно способных удовлетворить высоким требованиям инвестиционного сообщества.

При этом российское законодательство довольно четко регламентирует использование кредитных рейтингов в регулятивных целях, ограничивая эту область национальной шкалой. Поэтому я склоняюсь к позиции, что рынок не будет монополизирован, а конкурентные ниши будут более ярко выражены. Это пойдет на пользу как эмитентам, так и инвесторам.

Важно использовать текущую реформу рейтинговой отрасли для приведения системы применения рейтингов в соответствие с международными стандартами. В частности, многие нормативные акты не уточняют используемый объект кредитного рейтинга — эмитент или эмиссия — или используют их эквивалентно.

Такой подход не учитывает возможные различия в уровне кредитного риска эмитента и его отдельных обязательств. Поэтому для корректного использования результатов рейтинговой оценки всеми участниками рынка необходимо четкое разделение использования рейтингов эмитентов или эмиссий на регулятивном уровне. Существующий подход создает высокие риски некорректной оценки уровня принимаемого кредитного риска, поскольку мнение агентства о кредитоспособности эмитента и его способности исполнять отдельные финансовые обязательства может быть различным.

Передовая международная практика предполагает использование инфраструктурными организациями и регуляторами финансового рынка при работе с ценными бумагами и конкретными долговыми обязательствами именно кредитных рейтингов эмиссий. Представляется целесообразным использование аналогичного подхода и в Российской Федерации. Этот подход, а также другие актуальные проблемы рейтинговой отрасли, надеюсь, нам удастся обсудить на XXV Международном финансовом конгрессе «Перспективы развития финансового рынка».

Российский финансовый рынок должен органично развиваться, совершенствуя не только нормативно-правовую базу, но и инфраструктуру. В условиях растущего количества эмитентов, типов долговых ценных бумаг, продолжающегося расслоения компаний и банков по уровню кредитного риска необходимость независимой, профессиональной рейтинговой оценки возрастает с каждым днем. Правильные меры в регулятивном поле приняты, пришло время действовать участникам рейтингового рынка.

Автор — генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир