Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«В дебютах есть уникальная химия»

Продюсер Сергей Сельянов призвал системно поддержать дебюты молодых кинорежиссеров
0
«В дебютах есть уникальная химия»
«Человек из будущего». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышла комедия «Человек из будущего» режиссера Романа Артемьева. Правда, совсем небольшим количеством копий — 75. Но для дебютного авторского кино это уже успех. 

Главные роли в фильме сыграли Александр Числов, Александр Баширов и Сергей Бурунов, а продюсировал картину Сергей Сельянов — один из немногих ведущих российских продюсеров, уделяющий внимание начинающим режиссерам.

Сюжет у фильма фантастический: учитель физики по фамилии Меркурьев — гениальный ученый, который в тишине своего небольшого городка работает над уникальными изобретениями. Одно из которых в итоге спасает мир от космической катастрофы — отделившийся от Солнца кусок несется к Земле и грозит ее уничтожить.

Но аппарат, изобретенный Меркурьевым, спасает планету. Чтобы убедить всех в своем открытии, Меркурьев пускается на обман — представляется ученым из далекого будущего. Но, как говорится, всё тайное рано или поздно становится явным, и Меркурьев попадает в неприятную историю.

«Человек из будущего» — трогательная история о «маленьком человеке», и о ценности каждого отдельного, даже самого скромного гражданина для социума. Картина была представлена на минувшем «Кинотавре», престижных наград не получила, но зрители приняли ее тепло.

— Мне лично «Человек из будущего» нравится — хотя это легкий фильм, но это больше артхаус, чем зрительский проект, — сказал «Известиям» продюсер картины Сергей Сельянов. — В дебютах есть нечто волнующее: это бывает один раз в жизни каждого режиссера. И человек туда вкладывает что-то особенное, некие тонкие материи, что потом уже не повторится, даже если он станет известным и получит признание. Только в дебютах чувствуется уникальная химия. Поэтому дебюты всегда интересны.

По словам Сельянова, сегодня спрос у широкой зрительской аудитории на арт-кино ограничен, что увеличивает финансовые риски для продюсера, а продюсирование дебютных лент несет тройные риски, так как далеко не каждый проект молодого режиссера «выстреливает» и становится успешным. 

Ситуация с прокатом, где доминирует американское кино, складывается непросто для картин любого жанра и уровня, и особой специфики для проката дебютных лент нет. Но дебютам нужно помогать в любом случае: дебютные картины — будущее отечественной киноиндустрии.

Сергей Сельянов считает, что поддержка кинодебютов должна быть системной и массовой.

— С моей точки зрения, все должны поддерживать молодых режиссеров. Я называю это «налогом на дебюты». Продюсеры должны браться за проекты дебютантов, актеры — сниматься в дебютных картинах дешевле или совсем бесплатно, сервисные организации — предоставлять оборудование с существенными скидками, — полагает продюсер.

В советские годы при Мосфильме было создано Экспериментальное молодежное творческое объединение «Дебют» (открылось в 1976 году), которое как раз и служило мостом между молодыми режиссерами и «большим кино». Поддерживая короткометражные проекты талантливых авторов, «Дебют» фактически брал на себя функции продюсирования — объединению выделялись госсредства для съемок картин начинающих режиссеров. 

Сегодня за господдержку дебютантов отвечает Министерство культуры, а продюсеры ищут перспективных новичков по собственной инициативе. 

— Как продюсер я работаю только со своими выпускниками — людьми, которых я понимаю и на которых могу рассчитывать, —  рассказала «Известиям» продюсер и режиссер Марина Разбежкина. — Каждый год я получаю грант от Минкультуры на поддержку проекта одного из выпускников своей творческой мастерской. Хотя многие режиссеры сегодня отказываются от господдержки по принципиальным соображениям,  я считаю, что дебютные проекты имеют на нее право. 

На «Кинотавре» от мастерской Разбежкиной была представлена дебютная документальная лента Дениса Шибанова «Чужая работа». Без поддержки продюсеров, хорошо знающих киносреду, молодым режиссерам сегодня практически невозможно найти деньги на производство фильма.

Комментарии
Прямой эфир