Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Госпоисковик «Спутник» меняет стратегию развития

С начала года из компании ушло более 40 человек, а посещаемость поисковой системы сократилась вдвое
0
Госпоисковик «Спутник» меняет стратегию развития
Фото: surfingbird.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Госпоисковик «Спутник» меняет стратегию развития. Теперь компания сделает акцент на создании проектов для государственных и окологосударственных структур. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников, знакомых с происходящим в компании. В «Ростелекоме» эту информацию подтвердили.

— «Спутник» продолжает создавать и развивать сервисы. Однако изменился подход к определению целевых потребителей продуктов, — заявили «Известиям» в пресс-службе «Ростелекома». — Сейчас происходит смещение фокуса в сторону рынков B2B (для бизнеса. — «Известия») и B2G (для госструктур. — «Известия»).

«Спутник» был презентован в мае 2014 года на Петербургском международном экономическом форуме вице-президентом «Ростелекома» Алексеем Басовым. Разработкой Sputnik.ru занимается ООО «Спутник». Его основной собственник — «РТКомм» (дочерняя компания «Ростелекома»).

В рамках «Спутника», помимо поисковой системы, были созданы и другие сервисы, например браузер, сервис поиска лекарств, картографический сервис, афиша и др.

Ежегодно на работу проекта выделилось порядка 500 млн рублей. После того как разразился экономический кризис, в «Ростелекоме» было решено пересмотреть планы по развитию интернет-проекта «Спутник». В декабре 2015 года была презентована новая концепция развития портала. Смысл ее сводился к тому, что «Спутник» должен был стать маркетинговым инструментом для «Ростелекома» и все сервисы были бы адаптированы именно для абонентов компании. Расчеты были сделаны исходя из того, что число домохозяйств, подключенных к «Ростелекому» по всей России, составляет порядка 11,5 млн, при этом вся аудитория оценивается в 20 млн человек. Предполагалось, что примерно через три года «Спутник» мог выйти на самоокупаемость. Продажа рекламы на портале стартовала только в 2015 году. План развития предварительно был одобрен на уровне кураторов проекта, но не был принят на уровне «Ростелекома». После этого бюджет проекта стал частями срезаться и уменьшился чуть ли не на треть. К примеру, финансирование маркетинга было вовсе упразднено.

— То, что пересматривается бюджет в связи со сложившейся экономической ситуацией, — это нормально, — заявили в пресс-службе «Ростелекома». — Компания стремится повысить эффективность своей операционной деятельности и снизить расходы. 

Создание новых проектов было заморожено. За полгода, по данным системы статистики Similarweb, месячная посещаемость сайта Sputnik.ru упала с 2,8 млн человек в декабре до 1 млн в мае. По данным нескольких собеседников «Известий» за шесть месяцев компанию покинуло порядка трети разработчиков и руководителей продуктовых сервисов: из примерно 130 человек уволились 40.

Собеседник «Известий» рассказал, что четкого плана развития нет до сих пор. Вектор работы «Спутника» сейчас сместился от создания пользовательских сервисов в пользу создания государственных, например защищенного браузера для чиновников, создание системы статистики для госсайтов и т.д.

— Дальнейшие планы развития «Спутника» сейчас пересматриваются, что тоже естественно, поскольку требуется вносить коррективы, соответствующие действительности. Идет поиск новой экономической и рыночной модели из-за изменившейся ситуации на рынке и в экономике. Все оптимизационные мероприятия происходят для того, чтобы компания стала более гибкой, мобильной и смогла оперативно совершать все необходимые действия для выхода на новые рынки и обеспечения операционной эффективности, — объясняют в пресс-службе «Ростелекома». — Вместе с тем имеющиеся у «Спутника» технологии и компетенции позволяют их активно использовать внутри самого «Ростелекома». «Спутник» является технологическим центром «Ростелекома» в области big data, занимаясь интеграцией решений для обработки и анализа больших баз данных с целью повышения эффективности бизнеса телекоммуникационной компании. Стартовавшие в 2015 году в макрорегиональных филиалах «Ростелекома» пилотные проекты по обработке данных и моделированию увеличения ARPU в целях таргетированного предложения сервисов и услуг выделенным группам абонентов показали позитивные результаты. Изменения в «Спутнике», конечно, происходят — проект будет продолжать развиваться.

Управляющий партнер Russian Ventures Евгений Гордеев уверен, что «Спутник» надо выделять в полностью независимую компанию, раз в составе «Ростелекома» она не смогла найти своих пользователей.

— Ставить рыночный менеджмент и выводить продукты на прибыль, — говорит Гордеев. — Надо смотреть текущий портфель «Спутника» и выбирать там наиболее жизнеспособные направления.

Как писали ранее «Известия», деньги на создание поисковой системы выделялись согласно программе «Информационное общество 2011–2020 годов». По словам экс-замминистра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха, с 2011 по 2012 год на проект было выделено 300 млн рублей. Хотя, как отметил источник «Известий», близкий к «Ростелекому», работа над поисковиком началась гораздо раньше — с 2008 года. Правда, суммы, которые выделялись на тот момент, он затруднился назвать. Лишь предположил, что порядок был таким же. Проблема в том, что с начала создания поисковика проект стал засекречен. Лишь с приходом нового руководства Минкомсвязи в 2012 году проект перешел в разряд «Для служебного пользования».

В марте 2013 года в «Ростелекоме» поменялось руководство — с тех пор «Спутником» занимается вице-президент Алексей Басов, который отказался официально комментировать ситуацию с проектом «Спутник».

Комментарии
Прямой эфир