Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минэнерго займется внешней энергетической стратегией

Ведомство взялось проанализировать сотрудничество с иностранцами для выработки дальнейшей внешней политики
0
Минэнерго займется внешней энергетической стратегией
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Энергетическое ведомство страны взялось за создание внешней энергетической политики. Эксперты отмечают, что у России есть все шансы завоевать репутацию респектабельного «голоса» на мировом энергорынке, если Минэнерго будет придерживаться открытости и отвечать за свои прогнозы.

Минэнерго разместило на сайте закупок тендер на «оказание услуг по подготовке на основе мониторинга решений межправительственных комиссий и реализации важнейших мировых энергетических проектов в 2016 году, а также анализа текущего состояния и перспектив развития сотрудничества России с зарубежными странами и прогнозов развития мировой энергетики аналитических материалов для обоснования предложений по проведению российской внешней энергетической политики». 

Тендер был объявлен 31 мая. Заявки будут приниматься ежедневно до 28 июня 2016 года. Дата рассмотрения заявок — 1 июля. Начальная (максимальная) цена контракта 17 млн рублей.

Заместитель министра энергетики Анатолий Яновский подтвердил «Известиям», что на основе подготовленного анализа будет разработана стратегия внешней энергетической политик страны.

— Да, это действительно так, — сказал собеседник.

Согласно техническому заданию, работа должна учитывать произошедшие изменения международной обстановки, «связанные с введением санкций, а также в условиях снижения цен на нефть». В частности, анализ влияния низких цен на нефть и, как следствие, на газ, на энергетику важнейших регионов и субрегионов мира, а также на топливно-энергетический комплекс следующих стран: Болгария, Испания, Сербия, Турция (Европа); Канада, США (Северная Америка); Бразилия, Венесуэла (Южная и Центральная Америка); Китай, Республика Корея, Япония (АТР); Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Украина (постсоветские страны); Иран, Катар, Саудовская Аравия (Ближний Восток); Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия (Африка); а также на развитие регионального и субрегионального сотрудничества.

Как отмечается, в итоговом варианте документа должен быть представлен анализ «перспектив сотрудничества Российской Федерации со странами и регионами мира в двустороннем и в многостороннем формате с учетом действия санкций против ТЭК России, в частности, «перспектив дальнейшего развития взаимоотношений со странами Европейского союза, США и Японией». Победитель тендера должен будет подготовить свои предложения по проведению внешней российской энергетической политики с учетом динамики и перспектив развития мировой энергетики и экономики, а также разработать рекомендации «по направлениям сотрудничества со странами мира в энергетической сфере на двусторонней основе».

—  Конечно, с голосом России мировое энергетическое сообщество не может не считаться. Особенно весомо звучит голос России в Европе, на рынке которой «Газпром» остается главным поставщиком голубого топлива. Кроме этого, Россия — крупнейший мировой экспортер нефти. Несомненен опыт РФ в сфере атомной энергетики. Однако, к сожалению, российская внешняя энергетическая политика «грешит» зависимостью от внешней политики государства вообще, — считает Дмитрий Эдерман, генеральный директор аналитического  сообщества ThetaTrading.

По его словам, эта зависимость возникла не сегодня и в принципе никогда особо не скрывалась: зачастую скидки на газ для той или иной страны обосновывались и обосновываются ссылкой не на экономические расчеты, а на «братские связи» и необходимость поддержать «близкий нам народ».

Приходится констатировать, считает Эдерман, что эта геополитическая составляющая как раз таки и подрывает позиции России на различных переговорах. В результате покупатели стремятся диверсифицировать свой импорт энергоносителей и зачастую действуют по принципу «лучше купить дорого, но главное — не у России». Эти опасения ярко проявляются, например, в дискуссии по поводу «Северного потока-2».

Отсюда очевидно, что для укрепления позиции российского ТЭК на внешних рынках нужно снижение геополитической напряженности. Экспорт энергоносителей должен стать для России просто бизнесом, в котором доминирует прагматичный поход и отсутствует геополитическая подоплека.

Кроме того, как отмечает главный стратег «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин, сегодня России просто необходимо доказать свою компетентность в качественной экспертизе энерговопросов и прогнозов. 

— Сейчас хороший момент для того, чтобы повысить свой вес на мировом рынке. Многие страны дают очень неоднозначные данные. К примеру, у Кувейта уже несколько лет доказанные запасы остаются на одном уровне. Почему? США дает статистку по запасам нефти и нефтепродуктов, не поясняя, что там учитывается и конденсат. Если Россия выступит экспертным «правдорубом», давая четки пояснения по всем данным, это сыграет положительную роль, — считает собеседник.

Эксперт  отмечает, что необходимо не только изменить подачу информации, но и не давать обещаний, которые не выполнимы.

— Сейчас рынку не нужны прогнозы на 20 лет, которые делаются МЭА, ОПЕК и пр. Мы это уже проходили. Они не сбываются. Россия должна говорить о том, в чем точно уверена. Давать краткосрочные прогнозы, которые сбываются, тогда уровень экспертного мнения России как игрока на мировых рынках повысится. И безусловно, внутренняя и внешняя стратегии должны быть взаимосвязаны, — отметил Шеин.

В Минэнерго «Известиям» заявили, что ведомство организует работу над Russian outlook oil and gas. При этом круг аналитиков и экспертов, которые будут привлекаться к работе над изданием, достаточно широк. 

— Первый выпуск планируется до конца года, в дальнейшем будут выходить годовые и квартальные обзоры, — уточнили в Минэнерго.

Комментарии
Прямой эфир