Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В настоящее время настойчиво и последовательно разрушается вся инфраструктура европейской безопасности, созданная с таким трудом в 80-е годы прошлого столетия. Отношения России с США и странами Европы переживают кризис, выхода из которого пока не просматривается. Все стороны заявляют о своем желании его преодолеть, но в реальной политике предпринимают все новые шаги, ведущие к обострению.

США приступили к размещению элементов ПРО в Румынии и Польше. Россия из опасения, что они могут превратиться в ударные комплексы, заявила, что может взять под прицел своих ракет некоторые части территории Румынии, а затем скорее всего и Польши. Для этого нам потребуется в том числе развернуть и ракеты, подпадающие под действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного президентами СССР и США в далеком 1987 году. Тогда Договор о ликвидации РСМД заметно снизил риск начала  ракетно-ядерной войны и открыл путь к разоружению и прекращению холодной войны.

США проявили инициативу и вышли из Договора по ПРО, Российская Федерация приостановила всю свою деятельность по выполнению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Сейчас зависла судьба Договора о РСМД. Нависает угроза и над Договором по открытому небу. Он был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами — участниками СБСЕ (с 1994 года — ОБСЕ). Договор призван содействовать открытости и транспарентности в вопросах военной деятельности, а также усилению безопасности через меры укрепления доверия и стабильности. Эти цели достигались в рамках сотрудничества по созданию режима открытого неба. 

Сейчас в Европе складывается весьма опасная ситуация, и страховочной сетки, которая помогла бы избежать прямого вооруженного столкновения между конфликтующими сторонами, по существу, не имеется.

После окончания первой холодной войны Запад допустил в своей политике в отношении России серьезную ошибку: он не сделал практически ничего, чтобы вписать РФ в формирующуюся новую архитектуру европейской безопасности, строить ее вместе с Москвой, а не против нее. В той или иной форме он проводил и проводит сейчас политику сдерживания России.

Исторические параллели всегда условны, но в данном случае они представляются вполне уместными. После Первой мировой войны страны Антанты проводили в отношении побежденной Германии политику сдерживания, создавали различного рода союзы, направленные против нее, а не стремились создать систему европейской безопасности с участием Берлина. В результате разразилась европейская катастрофа.

После окончания Второй мировой войны западные страны-победительницы учли свои политические ошибки, допущенные в межвоенный период на германском направлении, и включили ФРГ в НАТО и ЕС, сделав ее составной частью западноевропейской системы безопасности. Сегодня объединенная Германия представляет собой важнейший элемент европейской безопасности и активно участвует в определении ее архитектуры.

С самого начала  формирования европейской безопасности на основе НАТО и ЕС было очевидно, что геополитическое противостояние России с Западом неизбежно.

Наиболее прозорливые американские и европейские политики и политологи предупреждали об этом свои правительства. Но возобладала другая точка зрения, в соответствии с которой Россия, как страна, побежденная в холодной войне, должна была принять политику Запада, подчиниться ему и согласиться с ролью младшего партнера, послушно выполняющего указания сверху.

Но Россия с этим не согласилась, и напряжение в отношениях РФ и Запада стало неуклонно нарастать. Политика перезагрузки, предложенная президентом Обамой, принципиально ничего не изменила. Принципы и цели американской внешней политики остались прежними. Поэтому обострение отношений было неизбежно.

Ситуация на Украине является не причиной, а следствием резкого «похолодания» между Россией и Западом. Поэтому и урегулировать ее без устранения причин, породивших кризис между двумя «большими игроками», не представляется  возможным. Телегу впереди лошади не ставят.

Что же делать в этих условиях России? На мой взгляд, не следует отказываться от Договора РСМД. Мы от этого ничего не выиграем. Горячие головы предлагают подтянуть ударные силы, в том числе и с малогабаритными ядерными боеприпасами, к территории США в качестве наиболее эффективного средства сдерживания. 

Следует напомнить, что в начале 1980-х годов мы разместили РСМД на ввропейской части России, в ответ на что США разместили свои Першинги в Европе. Тогда возник так называемый ракетный кризис. После долгих переговоров была достигнута договоренность о том, что и мы, и они свои ракеты убираем. Именно поэтому отказ от договора РСМД приведет к тому, что и им ничто не помешает вернуть свои ракеты с подлетным временем до Санкт-Петербурга в 3-4 минуты куда-нибудь в Эстонию. 

Автор — руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир