Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Полковник-птица» взлетел и не вернулся

Антивоенный месседж комедии-притчи Христо Бойчева обрел актуальность
0
«Полковник-птица» взлетел и не вернулся
Фото: Олимпия Орлова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Электротеатре «Станиславский» состоялась премьера спектакля «Полковник-птица» по одноименной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Произведение, написанное в 1997 году на фоне югославских военных конфликтов, сразу же после издания получило приз Британского совета как лучшая новая пьеса из Восточной и Центральной Европы.

Герои спектакля — пациенты психиатрической клиники, брошенные на произвол судьбы в монастыре в Балканских горах. Во время бури самолеты ООН ошибочно сбросили на территорию обители военную форму, предназначенную для военнослужащих-миротворцев. С этого момента жизнь всеми забытых сумасшедших кардинально меняется. 

Режиссер Роман Дробот взялся за постановку спектакля три года назад, когда глобальные вопросы войны и мира не так пристально занимали относительно благополучное человечество. Зато об отдельно взятом человеке говорилось чаще.

— Изначально мне было интересно одиночество этих заброшенных людей, их попытки спастись духовно и физически. Но когда мы уже активно работали над спектаклем, случился кризис на Украине. Мы случайно предвосхитили события, и по прошествии 20 лет антивоенное послание комедии-притчи Бойчева вновь стало актуальным, а тема войны и невинных жертв зазвучала с новой силой, — рассказал «Известиям» режиссер Роман Дробот. 

Обретя военную форму, один из сумасшедших по прозвищу Русский вспоминает, что в прошлом он был полковником, его фамилия Фетисов. За всё время пребывания в лечебнице он не произнес ни слова, а тут вдруг обрел красноречие и неожиданно для больных мобилизовал их в маленькую боевую единицу. И пациенты, отчаянно стремящиеся избавиться от своих физических и душевных недугов, обретают веру в новую жизнь. 

— Полковник Фетисов поставил своих коллег по несчастью в жесткие рамки, которые их на самом деле освободили, — рассуждает Дробот. — Он освободил больных от прессинга больничной обстановки, врачей и всех, кто пытался их вылечить. Полковник  заставил больных поверить в то, что они вполне нормальные, — но не в нашем, а в их понимании.  

Репетируя спектакль, актеры искали сумасшедших не в своих персонажах, а в самих себе. 

— Я старался вызвать в артистах внутренний кризис, провоцировал их до такой степени, что они вот-вот могли хлопнуть дверью и распрощаться со мной. Из таких эмоций мы, пусть не всегда осознанно, но собрали спектакль, — рассказал Роман Дробот. 

Финал «Полковника-птицы» — открытый, герои уходят в никуда: не погибают, но и не добираются до цели. Судьбу забытых цивилизацией сумасшедших каждый зритель решает для себя сам.

«Полковник-птица», спектакль Электротеатра «Станиславский», 2016. Художник-постановщик: Полина Фадеева. Художник по свету: Георгий Новиков. Хореограф: Ольга Журавлева. Режиссер и музыкальный оформитель: Роман Дробот. Ближайшие спектакли — 21, 22 июля. 

Комментарии
Прямой эфир