Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Мы корректируем сценарий «Довлатова» — так быстро меняется город»

Режиссер Алексей Герман — о метаморфозах Ленинграда – Петербурга, лицах 1970-х и копродукции
0
«Мы корректируем сценарий «Довлатова»  — так быстро меняется город»
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге завершается съемочный период фильма «Довлатов». Режиссер картины Алексей Герман ответил на вопросы «Известий».

— Можно сказать, что съемочной площадкой фильма стал Петербург. Ваши впечатления от «деловой» встречи с городом?

— Если бы мы предполагали, что город так стремительно, прямо на глазах, меняется, не уверен, что взялись ли бы за этот фильм. Нашли улицу для съемок, приезжаем туда через какое-то время, а там уже идет ремонт фасада или открылось кафе, появился бутик…

У нас написаны сцены в театрах. Выяснилось, что все крупные петербургские театры, которые нам подходят, — как федерального подчинения, так и городские, — хорошо отремонтированы. В БДТ есть кабинет Товстоногова и гримерка Кирилла Лаврова, но это музеи. То же самое на «Ленфильме» — обновлена и переоборудована киностудия. Поменяли фонари в городе. Часто встречаем новые лифты. Мы вынуждены корректировать сценарий, ищем заменители.

Я знаю, что наш город в разные времена был разным. В прошлом году в Петербург приезжала семья Довлатова (они живут в Нью-Йорке), и Елена, жена Сергея Донатовича, сказала, что город стал гораздо чище. Это правда. Нас информирует Facebook, где не всегда точно формируется действительность.

— Знаменитое кафе «Сайгон», редакции газет построили в павильонах «Ленфильма»?

— К сожалению, бюджет у нас небольшой. Поэтому мы ничего не строили, а находили заброшенные здания, и там наш художник-постановщик Елена Окопная, моя жена, сочиняла пространство, воссоздавала собирательные образы кафе, редакций. 

Реквизит собирали всем миром: что-то купили на блошиных рынках и в комиссионках, что-то на «Ленфильме» взяли. Петербуржцы приносили вещи 1970-х, дарили. Картина большая, много объектов... Это нормальный процесс, экономия бюджетных средств, — но признаюсь, картина тяжелая. 

«Мы корректируем сценарий «Довлатова»  — так быстро меняется город»

— Режиссер Иван Болотников, который в прошлом году снимал фильм про писателя Хармса, рассказывал, что долго не мог найти продюсеров. Помогла копродукция. А кто вам помогает?

— Надеемся, что нам тоже поможет копродукция, хотя часто политика вторгается в производство. Мы пытаемся убедить, что искусство должно быть вне политики. Картину снимает польский оператор Лукаш Зал (фильм «Ида», снятый им, получил «Оскар» в 2015 году. — «Известия»). Занято довольно много иностранных актеров.

Нас поддержали экспертный совет европейского кинофонда «Евримаж», Министерство культуры РФ и Фонд кино. И Константин Эрнст стал продюсером фильма наряду с Артемом Васильевым и Андреем Савельевым, моими постоянными продюсерами и соавторами. Надеемся на поддержку Сербии, Польши. От Армении не ждем большой финансовой помощи (в стране тяжелая ситуация), но у нас снимаются армянские артисты — как известно, у Довлатова были армянские корни, поэтому нам важно осуществить совместный проект.

— А преграды какие-то были?

— Были проблемы в питерских архивах, когда выяснилось, что посмотреть и переснять исторические фотографии — просто для ознакомления съемочной группы — стоит по тысяче рублей за штуку. Нашли снимки за совсем небольшие деньги в Германии. Многое отыскали в семейных архивах.

— Имя исполнителя главной роли окружили тайной. Зачем?

— Так решили продюсеры. У них свои резоны.  

«Мы корректируем сценарий «Довлатова»  — так быстро меняется город»

— Папарацци «сдали» героя — это 34-летний сербский актер Милан Марич, очень похожий на молодого писателя.

— Не буду ничего комментировать. Могу подтвердить только, что артист, который играет Довлатова, — иностранец. Замечательный, талантливый, тонкий художник. В нашей картине Довлатову 30 лет. Мы искали актера не с бородой и сединой, похожего на «классического» Довлатова, а все-таки помоложе.

— А вы не думали предложить эту роль сыну Сергея Донатовича — Николаю? Ему как раз 32 года.

— Нет, не думал, мне кажется, тут нужен большой драматический опыт, умение управлять собой.

— Как вы отнеслись к публикации «Известий», где вам предлагают рассмотреть кандидатов на роль Довлатова?

— Хорошо прокомментировали! (Смеется). Сходство Довлатова  с Омаром Шарифом точно подметили.

— Справедливости ради скажу, он и сам это подмечал. Интересно, что в роли 30-летнего Бродского у вас снимается Артур Бесчастный, уже сыгравший поэта в фильме «Таинственная страсть».

— Так совпало. Фильма не видел. Когда Артур приехал на пробы, то сказал, что уже играл Бродского в сериале. Ну и что? Картина у нас очень плотная, много ролей, нужно много артистов: друзья Довлатова, лица эпохи. Стараемся работать с актерами, с которыми чувствуем потребность друг в друге.

— Кто еще из писателей появится в фильме?

— Мы решили не конкретизировать. Скорее это будут собирательные образы. Есть замечательные поэты и писатели — Рейн, Арьев, Кушнер и многие другие, они живы, и каждый из них достоин большого фильма.

— Имя поэта, который напишет «ненаписанные» стихи Довлатова, раскроете?

— Сейчас думаем над этим. У нас есть прекрасные стихи, но они трагические, а нам нужны смешные и пронзительные. Это стало большой проблемой.

— Телевизионную версию, мини-сериал тоже задумали?

— Нет, этого не будет.

— Какой российский биографический фильм — из последних — вам понравился? Про Гагарина, Поддубного, Харламова, Пьеху, Гурченко?

— Последние «биографии», к стыду своему, не видел. Видел только фото со съемок сериала про Гурченко, где один артист был загримирован под моего отца (режиссер Алексей Герман. — «Известия»), а другой под Никулина. Понятно, что сходство не всегда достижимо, да и не всегда обязательно, это кино, выдумка, миф, но когда путают возраст прототипа лет на 15, кажется, что за съемками стоит невероятная лень. Кино может получиться или нет, но ты должен жить им, стараться изо всех сил. 

Справка «Известий»

Действие фильма «Довлатов» по сценарию Алексея Германа и Юлии Тупикиной происходит в 1971 году, в Ленинграде. Через год Довлатов уедет в Таллин, Бродский — в Америку. В картине, которую планируется завершить в начале 2017 года, снимаются актеры Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Елена Лядова и др. 

Комментарии
Прямой эфир