Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Врач указал на риск вспышки кори и коклюша в 2026 году
Общество
Свыше 1 тыс. жителей Стерлитамака встретили поезд с бойцами СВО
Мир
Израильский авиаудар по лагерю ХАМАС привел к гибели 11 человек в городе Сидоне
Мир
Трамп назвал США лучшими в мире в сфере производства оружия
Общество
Медведев встретился с губернатором Курской области
Мир
Посольство РФ в Бангкоке призвало Таиланд и Камбоджу снизить напряженность
Общество
Росздравнадзор сообщил о 90-процентном импортозамещении небольших медизделий и расходников
Экономика
Авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Спорт
ХК «Динамо» проиграл «Спартаку» после увольнения тренера Алексея Кудашова
Мир
Посол РФ в Японии предупредил о рисках эскалации из-за AUKUS
Мир
Экс-владелец «Спартака» приобрел виллу во Франции за $87 млн
Мир
Стало известно об отмене переговоров Уиткоффа и Ермака в Турции
Мир
Песков указал на завершение приготовлений к отмене виз для граждан Китая
Спорт
В возрасте 88 лет скончался олимпийский чемпион по стрельбе Евгений Петров
Происшествия
Двое полицейских подорвались на взрывном устройстве в Курской области
Мир
Министр обороны Польши заявил об отправке 400 солдат на охрану ж/д инфраструктуры
Авто
Дептранс Москвы испытает новый автобус ПАЗ Citymax 9

Технология для боевых самолетов помогла спасти древнюю реликвию

Нанесение нанопокрытия на уникальный экспонат длилось восемь лет
0
Технология для боевых самолетов помогла спасти древнюю реликвию
Фото: Марина Лысцева
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ученые института теоретической и прикладной  электродинамики Российской академии наук (ИТПЭ РАН) завершили основной этап по нанесению специального нанопокрытия на экспонат государственного исторического музея — «Катандинский халат». Сама технология изначально была разработана для самолетов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и космической промышленности. 

— Никакие традиционные методы реставрации не подходили, единственным шансом на спасение реликвии было попробовать такую технологию, — рассказала заместитель начальника отдела реставрации Государственного исторического музея Ольга Лантратова. — Обычно этот метод не используют именно из-за его необратимости — теперь покрытие невозможно снять. Оно создает внутри пористого материала структуру, прошивая его. Если с поверхности металла его еще можно соскоблить механически, то из кожи или дерева его невозможно достать.

«Катандинский халат» является одним из главных экспонатов Исторического музея, который хранится здесь с 1920-х годов. Реликвия, которой более 2,5 тыс. лет, была найдена в Большом катандинском кургане на Алтае в 1865 году этнографом Василием Радловым. «Халат» считается единственной сохранившейся церемониальной одеждой, относящейся к пазырыкской культуре. Одежда отделана полосами кожи, кожаными квадратиками (более 3 тыс. штук) и деревянными пуговицами (8 тыс. штук).

Состояние сохранности халата ухудшалось в силу многих причин, в том числе из-за разрушающего действия находившихся в нем бактерий. Нанопокрытие позволило обеспечить необходимый каркас, предотвращающий распад материала на молекулярном уровне. Полимерный материал, невидимый для человеческого глаза, был специально подобран для реставрации кожи — он обладает барьерными свойствами, позволяющими сохранить реликвию. Для нанесения покрытия ученые сконструировали и собрали специальную установку.

До нанесения покрытия в вакуумной камере выкачали из кожи всю жидкость. Затем была подобрана толщина полимера, чтобы найти баланс — материал должен дышать, но при этом должен быть под невидимым жестким покрытием. Пленка, которой покрыли «халат», полностью повторяет всё зерно кожи, не нарушая ее внешнего вида. До нанесения непосредственно нанопокрытия кожу дополнительно обработали антибактериальными средствами. 

— Инновации для авиастроения уже давно используются во многих смежных отраслях промышленности — космосе, судостроении, строительстве и транспорте, но никогда в реставрационном деле, — рассказал директор научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев. — Надеюсь, новые технологии помогут продлить жизнь «халату» на века. 

Изначально нанопокрытие было разработано для защиты электронных плат самолетов от коррозии. Пленка толщиной 1–3 микрометра заменяет влагозащитный лак, который используется для защиты мелких радиоэлектронных деталей современных самолетов.

— Еще в советское время в ОКБ Сухого вместе с легендарным американским хирургом Майклом Дебейки работали над проектом создания искусственного сердца, — отмечает советник президента по связям с общественностью ОАК Сергей Рыбак. — Но вот в исторической науке технологии ОАК используются впервые.  Возможно, другие наработки ученых для авиации в области 3D-моделирования, оптических конструкций из современного стекла в дальнейшем пригодятся при сборке восстановленных фрагментов одежды и подготовки к экспонированию реликвии в музее.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир