Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Завершился первый день работы «Интермузея»

На крупнейшем фестивале музеев рассказали, как выставлять черновики и спасти ценности Пальмиры
0
Завершился первый день работы «Интермузея»
Фото автора
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Посетителей Манежа встречают шерстяной мамонт с таким же шерстяным мамонтенком из музея «Ледниковый период». Это не потому, что в Москве объявили похолодание. Сегодня в Манеже открылся «Интермузей». 300 музеев страны и — впервые — из-за рубежа привезли в столицу самые удивительные экспонаты.

Настоящий фарфор из Китая, памятник Волошину в полный рост из Коктебеля, оригинальные музыкальные инструменты из лопат и водосточных труб от музея Глинки...

Неудивительно, что министр культуры Владимир Мединский так засмотрелся, что отошел от протокола и, прежде чем подняться на сцену, обошел чуть ли не всю выставку. Побывал на стендах РОСИЗО и крейсера «Авроры», потрогал голову Жванецкого из специальной экспозиции Третьяковки «Язык скульптуры по Брайлю», испил сбитня на медвежьих ушках у омичей и поинтересовался у московских стрельцов, почему бердыш наточен только с одной стороны.

— Так положено, товарищ министр, с двух сторон только в сказках точат, — бодро отвечал стрелец Игорь Пахомов. 

Путешествие министра сопровождалось ритмичным мугамом «Хейраты» в исполнении ансамбля редких инструментов Азербайджана. Участники азербайджанского стенда не могли нарадоваться своей сообразительности.

— Мы поступили очень правильно. Мы могли сыграть неритмичный мугам, но поняли, что ритмичный мугам гораздо лучше подходит для министра, — поделился с «Известиями» руководитель ансамбля Мунис Шарифов.

Поднявшись-таки на сцену, министр напомнил, что фестиваль начался как частная инициатива, но сегодня благодаря усилиям министерства, РОСИЗО и департамента культуры Москвы приобрел совершенно иной вид. В этому году в «Интермузее» приняли участие коллеги из Китая, Франции, Таджикистана, Донецкой и Луганской республик. 

— Нас радует, что фестиваль, проводимый под эгидой государства, каждый год требует всё меньше затрат, — сказал Мединский. 

Кстати, региональным партнером «Интермузея» выступила Омская область, празднующая свое 300-летие. 

Несмотря на то что «Интермузей» открылся в рабочий день, событие собрало значительное количество народу, математически доказав слова главы департамента культуры Александра Кибовского о том, что каждую секунду в Москве в музей заходит четыре человека. 

Однако, как рассказал Владимир Мединский, «Интермузей» — это не фестиваль формата «себя показать и на других посмотреть». 

— Самое главное, что здесь проходит огромное количество научных, образовательных и профессиональных собраний. В этом году запланировано более 150 таких встреч, — заявил министр.

Одним из важнейших мероприятий первого дня стал запуск Государственным музеем Льва Толстого долгожданного веб-сервиса «Текстограф». В музейном сообществе много говорится о том, что ни у нас, ни за рубежом нет адекватных средств для экспонирования рукописей. Вопрос о том, как выставлять черновики, почти всегда был головной болью музейщиков.

— Дело в том, что рукописи — это всегда самая ценная часть коллекции. Однако именно эта интереснейшая часть оказывается непонятна зрителю, — рассказала «Известиям» Фекла Толстая. — Зритель не очень понимает, на что смотреть: на почерк, на количество исправлений? На рисунки на полях? 

Похоже, что Фекле Толстой и текстологу Наталье Великановой удалось произвести настоящую революцию, не просто выложив в интернет сканы черновиков «Войны и мира», но и представив оцифрованную версию произведения в послойном оформлении. 

С сегодняшнего дня, войдя на сайт «Текстограф», любой может проследить за ходом мысли Толстого, и, в частности, увидеть и понять, в какой момент Альбины стали Облонскими, а Ставронская — Карениной. 

Еще одной знаковой встречей первого дня «Интермузея» был закрытый круглый стол с участием директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. 

Темой обсуждения стало наше участие в возрождения памятников Сирии. По словам Пиотровского, Россия заинтересована в начале восстановительных работ в Пальмире и ждет решения ЮНЕСКО, которое «не слишком торопится». 

— Пальмира ранена, но жива, — подчеркнул Пиотровский, — сирийские музейщики успели вывезти основные ценности перед началом бомбардировок. То, что они сделали, очень похоже на эвакуацию Эрмитажа в годы войны.

День завершился показом фильма «Экипаж» Николая Лебедева. 

Фестиваль продолжится до 16 мая, в этот день состоится награждение музеев, признанных лучшими в этом году. 

Комментарии
Прямой эфир