Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Для преподавателей напишут учебник по работе с детьми-инвалидами

Методическое пособие будет содержать рекомендации по психологической и адаптивной работе для социализации людей с ограниченными возможностями
0
Для преподавателей напишут учебник по работе с детьми-инвалидами
Фото: ТАСС/Владимир Гердо
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уже в этом году для преподавателей российских школ будет подготовлено специальное методическое пособие c рекомендациями по работе с детьми-инвалидами. Вопрос получения образования людьми с ограниченными возможностями всегда находился на карандаше у президента и премьер-министра и вызывал много споров в профессиональной и родительской среде. Некоторые выступают за совместное обучение в общих классах школ, а кто-то, напротив, предлагает обучать детей-инвалидов в отдельных специализированных учреждениях. В методическом пособии будут содержаться рекомендации по социализации детей-инвалидов для подготовки их к самостоятельной жизни, поддержке и оказанию им помощи при вступлении во взрослую жизнь, формированию необходимых педагогических условий в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей. 

На протяжении последних трех лет наблюдается снижение доли детей-инвалидов, которые не получают образование. Однако общее число таких детей продолжает оставаться стабильно высоким. Начиная с 2009 года количество детей-инвалидов ежегодно увеличивается — с 515 тыс. (в 2009 году) до 617 тыс. человек (в 2016 году)

Как поясняют в Министерстве образования и науки, образовательная система России базируется на принципе равного доступа различных категорий детей, в том числе инвалидов, к образованию.

— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа — для всех», обязывает всю систему образования создать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, — говорят в ведомстве. — Вместе с тем отмечаются трудности в реализации норм российского законодательства и национальных образовательных инициатив, связанные со слабой методической поддержкой этого процесса, обобщением и тиражированием лучших практик, выстраиванием системной политики по поддержке детей с ограниченными возможностями.

В ведомстве было отмечено, что на практике реализация права на образование для детей-инвалидов сталкивается с рядом трудностей, которые относятся не только к усвоению содержания учебных дисциплин, но, в гораздо большей мере, к социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Одна из основных проблем ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

— C 1 сентября вводятся два федеральных государственных образовательных стандарта для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью. Сейчас идет масштабная подготовка педагогов, которые будут вести занятия. Мы взяли на себя ответственность и подписали множество международных соглашений о том, чтобы переходить к принципам инклюзивного образования, когда дети с ограниченными возможностями учатся не в специальных коррекционных классах школы, а вместе со здоровыми детьми. Чтобы эта технология была успешной, нужны тьюторы, которые помогают таким детям психологически справиться с учебной ситуацией, но их не хватает. Другие педагоги должны понимать, как вести себя с такими детьми и классом, когда такие ребята находятся в одном пространстве, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

По словам специалиста, методические пособия будут являться дополнением к будущим образовательным стандартам.

— Мы не предвидели масштабную «революцию», сказав, что согласны на такие изменения. Но если в классе есть хотя бы пара детей с ограниченными возможностями здоровья, то и весь класс работает по адаптированной программе. Педагог должен это понимать. Ему необходимо знать, как себя правильно вести, понимать поведение таких детей, знать, как снимать конфликты, общаться с родителями, и многое другое. Подготовка педагогов, особенно если они получили образование лет 10–15 назад, не была ориентирована на эту ситуацию, — считает Абанкина.

В конце 2014 года в России впервые был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт для детей-инвалидов, который позволил большому количеству детей-инвалидов получить общее образование на стандартных условиях. 

Комментарии
Прямой эфир