Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Китайские шины заехали в Россию по «серым» схемам

Незаконный импорт китайских шин вытесняет отечественных производителей с рынка, а бюджет теряет свыше 1 млрд рублей ежегодно
0
Китайские шины заехали в Россию по «серым» схемам
Фото: REUTERS/David Gray
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Незаконный оборот шинной продукции, связанный с «серым» импортом и занижением таможенной стоимости за счет недостоверного декларирования по итогам 2015 года, нанес ущерб федеральному бюджету в размере $20 млн (1,32 млрд рублей). В этом году выпадающие доходы могут увеличиться еще на $2 млн. Отечественные производители обратились в правительство с просьбой усилить контроль за таможенным декларированием.

В общем объеме импорта грузовых ЦМК (цельнометаллокордных) шин в РФ, который составил в прошлом году 1,94 млн штук, доля Китая составила 40%.

— Около половины грузовых шин ЦМК из Китая в 2015 году импортировалось с признаками занижения таможенной стоимости в среднем до 20–25%, — сообщили «Известиям» в компании-производителе шин «Кордиант». — С занижением стоимости в два и более раза в прошлом году задекларировано было более чем 100 тыс. грузовых шин.

И это несмотря на то, что с конца прошлого года на китайские грузовые шины по решению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) введены антидемпинговые пошлины в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%). Ставка антидемпинговой пошлины составляет от 14,8% до 35,4% от таможенной стоимости в зависимости от компании. 

Решение о введении анитидемпенговых пошлин было принято по жалобе производителей грузовых покрышек из стран-членов Таможенного союза («Белшина», «Омскшина», Ярославский шинный завод, «Нижнекамскшина» и ряда других) на китайских коллег. Коллегия Евразийской экономической комиссии выяснила, что цена на грузовые китайские шины в 2011–2014 годах была примерно в два раза ниже, чем у конкурентов. В связи с демпингом отечественным производителям пришлось также снизить цены, что привело к снижению прибыли и рентабельности и поставило под угрозу шинную отрасль. Пошлины введены на пять лет с целью сохранения здоровой конкуренции.

С их введением заинтересованность в занижении стоимости шинной продукции из Китая резко возросла, считают в «Кордианте», поскольку это позволяет импортерам существенно сократить таможенные платежи и совокупные расходы. По расчетам компании, потери федерального бюджета в нынешнем году в случае продолжения занижения таможенной стоимости на уровне прошлого года составят уже $22 млн.

— В связи с этим в апреле 2016 года российский производитель шин — компания «Кординант» — обратилась в правительственную комиссию по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции с целью усиления борьбы с занижением таможенной стоимости, серыми схемами импорта и реализацией некачественной шинной продукции на внутреннем рынке, — рассказали «Известиям» в компании.

Проникновение импортных шин по «серым» схемам с признаками занижения таможенной стоимости осуществляется через ряд российских таможенных постов, а также через таможенную территорию государств — членов ЕАЭС.

— Статистика показывает, что 71% грузовых шин из Китая с таможенной стоимостью, заниженной в два и более раз, проходит всего через пять таможенных постов. Причем через четыре пункта пропуска во Владивостоке и Находке ввозится 90% товара по отдельным радиусам с самыми низкими ценами, — сообщили «Известиям» в компании-производителе шин.

Эти проблемы в первую очередь связаны с невозможностью доказательства со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) самого факта заниженной стоимости.

— Зачастую это происходит из-за отсутствия специальных знаний по шинной продукции, — отмечают производители. — Причем в большинстве своем импортируют подобный товар фирмы-однодневки, что существенно осложняет процесс разбирательств.

Производители уверены, что «серый» импорт шинной продукции и занижение ее таможенной стоимости можно значительно сократить за счет усиления контроля за импортом шин, а также взаимодействия ФТС России и заинтересованных шинных компаний, которые более профессионально могут доказать факты занижения таможенной стоимости на основе расчета себестоимости производства и нормальной цены на аналогичную продукцию в странах происхождения товара.

По словам ведущего эксперта направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Марины Александровой, совокупный ущерб российской экономике от «серого» импорта товаров составляет $4–5 млрд.

— Ввоз товаров по заниженной стоимости однозначно негативно отражается на производителях импортируемых товаров: «серый» импорт снижает конкурентоспособность отечественных производителей, — говорит она. При этом, по ее словам, на «серый» товар, как правило, не распространяется гарантия производителя.

Основным же риском для конечного потребителя выступает не столько покупка «серых» шин, сколько покупка контрафактных автомобильных покрышек. По данным «Кордианта», в России доля аварийности из-за некачественных шин составляет в среднем 27,1% от общих неисправностей транспортных средств.

Генеральный директор «Авента-Инфо» (система бренд-контроля DAT) Сергей Мурашов отмечает, что потребитель несет финансовые потери при покупке поддельных шин по цене оригинальных, при этом подвергая риску безопасность дорожного движения.

— Поддельные шины не обладают качеством оригинальной покрышки, и их эксплуатация снижает общую управляемость автомобиля, что особенно опасно в зимний период времени и на трассе во время дождя, — подчеркнул он.

Основным производителем контрафактной продукции в мире, согласно множеству международных рейтингов, по его словам, многие годы является Китай.

В компаниях Continental и «Нокиан Шина» предоставить оперативные комментарии не смогли.

Комментарии
Прямой эфир