Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Владимир Бортко: лучшее из лучшего

Исполнилось 70 лет экранизатору «Собачьего сердца»
0
Владимир Бортко: лучшее из лучшего
Фото: ТАСС/Николай Галкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Владимир Бортко  — один из самых противоречивых людей на свете. Поклонники называют его гениальным режиссером. Недоброжелатели — гениальным конъюнктурщиком. 

Тем не менее и поклонники, и недруги сойдутся на двух вещах. Первая: Бортко везде умудряется быть первым. Вторая: по фильмам Бортко, какими бы разными они ни были, можно судить, как менялась наша страна. О чем думала, мечтала, куда шла. 

В день рождения режиссера «Известия» вспомнили главные вехи его творческого пути 

1. «Блондинка за углом» (1984)

Этот фильм стал первым большим успехом режиссера. История про хорошую девушку, у которой все есть, по сути, открыла список лент про «новых русских».  В «Блондинке» жестко высмеивались нравы советского общества, и  режиссеру предложили либо поставить ленту на полку, либо переснять ряд эпизодов.  Сейчас Бортко признается, что если когда и пострадал от советской власти, то это во время съемок «Блондинки». 

Однако актеры считают, что больше пострадал Андрей Миронов. Знаменитая сцена на овощной базе неоднократно переснималась.  А между прочим, температура лука, в котором сидел актер, была плюс пять градусов. 

2. «Собачье сердце»

Один из тех редких фильмов, посмотрев который ни за что не скажешь  — «а книжка всё-таки лучше». По словам Бортко, решение о съемках он принял, когда прочел в самиздатовской книге монолог Преображенского: «Разруха не в клозетах, разруха в головах». 

—  И в голове всё сложилось: черно-белая история, дрожащая ретроспекция. Через полгода фильм был готов, — вспоминал Бортко.

2. «Афганский излом» (1991)

Владимир Бортко стал первым режиссером, снявшим фильм об Афганистане. Время съемок пришлось на начало девяностых, когда рушился Союз и привычные схемы финансирования. Однако Бортко умудрился снять в «Афганском изломе» суперзвезду. Главную роль майора Бандуры сыграл безумно популярный тогда Микеле Плачидо, известный советскому зрителю по роли комиссара Каттани из сериала «Спрут». 

На Западе была модна перестройка. И на совместные съемки охотно пошли итальянские кинокомпании. Они-то и помогли.

Итальянской звезде многое было странно и непонятно. Дольше всего Плачидо не мог уяснить, почему советский офицер нищ и гол. В процессе работы итальянец постиг советские реалии и даже помог съемочной группе, когда пришлось уносить ноги из восставшего Душанбе. 

3. «Улицы разбитых фонарей» (1998)


Снимать сериал про ментов Владимира Бортко «нужда заставила». В жизни режиссера наступила черная полоса. Содержать семью было не на что, небольшие деньги подкидывали друзья, но в целом ситуация была такая: либо умирать, либо браться за подвернувшуюся работу. Бортко взялся, правда, под «говорящим» псевдонимом «Ян Худокормов».  Сериал снимали за рекордно малые средства — одна серия стоила $10 тыс. вместе с зарплатой всем участникам съемочного процесса.

— Это была почти самодеятельность, — вспоминал режиссер. Но в этих фильмах было то, чего, возможно, не встретишь в большинстве современных сериалов, —  правда.  

4. «Идиот»

Именно с «Идиота» в стране началась мода на экранизацию классики. Идея снимать сериал по Достоевскому возникла спонтанно, режиссера, как водится, бранили и предрекали провал. Никто и предположить не мог, что рейтинги князей окажутся выше рейтингов «Ментов». Но так случилось. Бортко говорит, что с этого сериала началась его «литературная деятельность»: начальники поверили в него как в экранизатора. 

5. «Тарас Бульба»

Этот сериал Бортко считает своей лучшей работой. Снять «Тараса Бульбу» ему было особенно важно, учитывая, что Бортко — наполовину украинец.  

«Я самый лучший читатель», — заявляет о себе юбиляр. Нескромно, но обоснованно.  Это он заметил, что от начала до конца «Тараса Бульбы» проходит не двадцать, а все сто пятьдесят лет. Бортко подсчитал, что вес Тараса — нереальные 16 пудов (один пуд — это 16 кг). Совокупность невозможностей позволила режиссеру сделать свои выводы о задумке Гоголя. 

— Гоголь написал эпос о единстве, — уверен режиссер. — В своем фильме и я хотел показать, что русские и украинцы — один и тот же народ. 

Впрочем, эту правду на Украине сочли крамолой и фильм к показу запретили. 

В настоящее время Владимир Владимирович полон сил, энергии и занимается не только искусством, но и политикой. На вопрос, зачем он пошел в думу, Бортко отвечает, что хочет «сохранить национальное самосознание».  Не верить — нет оснований. И друзья, и недруги, знающие режиссера, не поспорят с еще одним фактом о юбиляре. Бортко всегда доводит дела до успешного завершения.

Комментарии
Прямой эфир