Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Реестр турагентств поможет избавиться от мошенников»

Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко — о нововведениях в законодательстве, которые защитят отдыхающих от неприятных сюрпризов
0
«Реестр турагентств поможет избавиться от мошенников»
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


16 мая в Москве пройдет ежегодное собрание членов ассоциации «Турпомощь». Профессионалы обсудят формирование общероссийского реестра турагентств, вступающий в силу с 1 января закон об усилении ответственности туроператоров, работающих за границей, и всё новое в туристском законодательстве.

В преддверии важной для отрасли встречи глава «Турпомощи» Александр Осауленко рассказал корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину об основных нововведениях, а также о том, что от всего этого ждать простому туристу.

— С 1 января ужесточаются требования к туроператорам. Что именно изменится и как это отразится на потребителях услуг?

— Самое главное, теперь будут защищены все туристы, а не только те, кто пострадал за рубежом в случаях, когда туроператор оказался неспособным исполнять свои обязательства. Появляется новый инструмент под названием «фонд персональной финансовой ответственности». Основное его предназначение — удовлетворять запросы туристов, которые приобрели услугу, но еще не успели ею воспользоваться. На сегодня они страдают, пожалуй, даже больше тех, кто успел поехать на отдых. Потому что основная масса людей в случае чего успешно вывозится с курортов и многие успевают провести там отпуск до конца.

— Получается, что сейчас люди, лишившиеся отдыха по вине туроператора, не защищены?

— Сейчас их права ограничены размером финобеспечения компании, у которой они покупали тур. Если турист успел воспользоваться услугой и его, например, эвакуировали, за его эвакуацию платят. А потом он приезжает и подает заявления на всевозможные компенсации — за испорченный отдых, за моральный ущерб, а также заявления в страховую. В ситуации, когда турист еще не уехал, а туроператор — банкрот, человек тоже может подать заявление в страховую. Но, как правило, он может рассчитывать на очень небольшую сумму, далеко не на 100% возмещения, и даже не на 50%.

— Сейчас создаются новые фонды ответственности туроператоров. Для чего они нужны?

— На сегодняшний день у нас есть один фонд. Но год назад было предложено сделать три. В процессе обсуждений пришли к выводу, что это будет слишком большой нагрузкой на бизнес. Законодатели и регулятор пошли нам навстречу. В итоге фондов будет два: нынешний (компенсационный) станет называться резервным, и появится второй — фонд персональной ответственности туроператоров.

Резервный фонд будет пополняться фиксированными суммами в зависимости от объема и количества туристов, которых компания отправляет за границу в течение года. Нижняя планка у нас опустилась со 100 тыс. до 50 тыс., и установлена верхняя — 500 тыс.

Добавлю, что деньги там будут уже не ассоциации, а самих туроператоров, просто эти средства будут в управлении у «Турпомощи». В случае если та или иная компания перестанет заниматься соответствующей деятельностью, эти средства с учетом возможных процентов вернутся к ней.

Все эти меры снижают финансовую нагрузку на туроператоров. А персональная финансовая ответственность станет еще одним инструментом, помимо страховых компаний, защиты прав туристов. Теперь и сами туроператоры в случае 100-процентного наполнения этого фонда способны будут обеспечить перед потребителем все свои обязательства.

— Какие уроки «Турпомощь» извлекла из форс-мажоров, связанных с Турцией и Египтом?

— Можно взять даже не Турцию и Египет. Еще были, например, проблемы с «Трансаэро». Самый главный вывод, какой мы сделали, — крайне важно получать оперативную информацию о том, где у нас какой турист, в какой стране, каком отеле, какой объем услуг он уже использовал, а какой нет. И очень важно наладить оперативную связь с ним. Естественно, с тем количественным составом, который есть у нас, мы всего сделать не можем. Поэтому первое, что мы сделали, — подключили к соответствующей работе турагентства. Это непосредственные продавцы услуг, у каждого из них в отличие от туроператоров, которые консолидируют огромные потоки людей, каждый «застрявший турист» — это единичный случай, поэтому им проще ориентироваться. С их помощью мы наладили с туристами обратную связь.

Второй момент. Правительство пошло нам навстречу и в конце 2014 года приняло постановление, которое запрещает выпускать туриста на зарубежный маршрут без обратных билетов. За нарушение предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности. Это очень стимулирует и туроператора, и перевозчиков, и всех участников рынка к порядку. 

Ну и третий момент. Если турист принимает решение в случае какой-то нештатной ситуации не продолжать отдых и вернуться на родину, у нас есть механизмы его быстрого возвращения. Этот инструмент показал свою эффективность и в 2014, и в 2015 годах.

— Ситуация конца прошлого года, когда последовательно закрылись два самых популярных турнаправления для россиян, была для ассоциации шоком?

— Я бы назвал произошедшее очередной проверкой способности ассоциации выполнять свою работу. Но у всех, и у нас, и у правительства в том числе, были уверенность и понимание, что мы справимся. Даже такая фраза прозвучала, что мы — чуть ли не единственная сейчас структура, которая на практике доказала свою способность в очень сжатые сроки четко организовать вывоз большой массы людей.

— Кто кроме вас спасает туристов, оказавшихся в беде за границей? Основную нагрузку несут МЧС, государственные структуры?

— По Египту и Турции: в штабе, которым руководил вице-премьер Дворкович, мы занимались синхронизацией действий, держали связь с туроператорами и турагентами, формировали туристские базы, при этом, безусловно, взаимодействовали и с Ростуризмом, и с Минтрансом, и с МЧС. Ростуризм непосредственно никого не спасает — это не его функционал. МЧС должно спасать только в тех ситуациях, когда происходят природные катаклизмы, эпидемии, военные действия. То есть когда ЧП случается не по вине туроператора. Если же туроператор просто не в состоянии платить, не может вернуть своего туриста домой, в соответствии с действующим законодательством за это отвечает только общественная организация «Турпомощь». По Турции и Египту мы так активно взаимодействовали с МЧС просто потому, что там была, скажем так, неординарная ситуация. И нужно было быстро принимать решения.

— 16 мая будет обсуждаться формирование единого реестра турагентств. Знаю, что этот вопрос в профессиональной среде вызывает жаркие споры. Почему?

— Действительно, вопрос, скажем так, достаточно эмоциональный. Сразу скажу, что инициатором реестра выступали не мы. Но необходимость в подобном инструменте есть, об этом говорили все, в том числе президент России Владимир Путин на заседании Госсовета в августе прошлого года. Сначала реестр формировался добровольно. Но параллельно началась работа и над поправками в законы, чтобы всё было официальным и обязательным. Обязательной эта норма станет с 1 января 2017 года.

— Для чего нужен реестр турагентств? Ощутит ли положительные моменты от его создания турист?

— Безусловно. Основной функционал этого реестра не столько в том, чтобы пересчитать агентства, сколько в том, чтобы дать понять туристу, потребителю, что эта конкретная фирма действительно существует, является юридическим лицом, у нее есть все необходимые документы и она имеет право реализовать тот или иной продукт. А в случае если этот продукт не перечислен в ее ассортименте, значит, не имеет права. Мы мошенников таким образом убираем из цепочки. Повторюсь, этот реестр прежде всего нужен туристам.

Там же можно будет посмотреть, с какими конкретными туроператорами работает данное агентство, а с какими — нет. Всё это будет выясняться буквально легким движением руки, нажатием клавиши на мышке. Кстати, слово «реестр» почему-то смущает многих представителей отрасли. Но если вы посмотрите его значение в любом толковом словаре, вы поймете, что оно не обозначает ничего, кроме «перечня, списка, перечисления».

Комментарии
Прямой эфир